Интересные факты
Среди самых популярных вопросов об Олеге Басилашвили, его биографии и личной жизни, многие люди хотят узнать, откуда родом его семья. Несмотря на свою фамилию, у актера не грузинская национальность, ведь его дальние предки жили преимущественно в Турции.
Только у отца Олега фамилия изменилась на Басилашвили, хотя до этого в его семье все были Басиловыми.
Мало кто знает, что роль Ипполита в «Иронии судьбы, или с легким паром!» готовилась специально для Басилашвили. Он даже успел принять участие в съемках нескольких эпизодов, но в это время у него скоропостижно скончался отец, из-за чего актер вынужден был отменить все свои съемки.
Олег Басилашвили в «Ревизоре»
Олег Басилашвили имеет безукоризненную биографию человека, который смог совместить интенсивную работу на сцене и в личной жизни, став верным мужем и отличным отцом своих детей. При этом, свою верность он хранит не только жене, но и своему любимому Большому драматическому театру. Здесь он играет уже более 50-и лет, причем в основном это его любимые комедийные роли: Хлестаков в «Ревизоре» или, например, Басов в «Дачниках».
Среди самых важных наград, которые имеет артист, можно выделить следующие:
- орден «Дружбы»;
- орден «Мира»;
- «За заслуги перед Отечеством» третьей и четвертой степени;
- орден «Трудового Красного Знамени».
При этом, у Олега есть звание почетного члена Российской академии художеств, его признали почетным гражданином Санкт-Петербурга и Тбилиси. В 2012-м году Басилашвили написал и издал собственную книгу «Неужели это я?! Господи…»
народный артист Олег Басилашвили
Интересно: Актер Юрий Яковлев: биография, семья, дети, уход из жизни
Карьера на телевидении
Несмотря на достаточно уединённую семейную жизнь, работа Галины Мшанской была насыщена яркими событиями и полна творческого энтузиазма. В 1970-1980 годы под её чутким редакторским руководством и непосредственным участием в свет вышли известные фильмы-оперы и оперетты. Чтобы оценить по достоинству творческую работу Галины Евгеньевны, достаточно вспомнить фильм-оперу «Дон Паскуале» или «Карамболина-Карамболетта», прекрасно поставленные шедевры русского театрального искусства. А ведь существуют ещё десятки других произведений, созданных при её поддержке в те годы. Наряду с оперой Галина Мшанская внесла весомый вклад в создание множества документальных фильмов и телепрограмм, где она выступала в качестве режиссёра или же главного редактора.
Первая любовь и театр
Басилашвили удалось поступить в школу-студию на курс Павла Массальского, закончил обучение он в 1956 году. Коллегами будущего артиста были Михаил Козаков, Татьяна Доронина и Евгений Евстигнеев. Таня ещё в учебном заведении была популярна среди мужчин благодаря своей внешней привлекательности, острому уму и природному обаянию. Немногим удавалось подойти к ней поближе, поскольку Доронина была очень горда ко всему прочему. Но Олегу удалось покорить её сердце, через некоторое время пара расписалась.
Татьяна была весьма талантливой актрисой, поэтому сразу после окончания школы-студии она получила несколько предложений от разных театров. Её возлюбленный на тот момент не пользовался таким успехом, он направился в драматический театр Сталинграда. Женщина пожертвовала всеми творческими возможностями ради брака, отказалась от предложений, чтобы уехать вместе с Басилашвили. Там у них обоих не складывалась карьера, поэтому уже в 1959 году молодожёны перебрались в Ленинград.
В новом городе отношения партнёров постепенно начали разлаживаться. Они совместно трудились в театре имени Ленинского комсомола, через некоторое время получили предложение от Большого Драматического театра. В 1963 супруги расстались. Олег обвинял во всём жену, уверяя, что её характер изменился под влиянием театра и супружеской жизни.
Через некоторое время Басилашвили встретил свою вторую жену, которой стала журналистка Галина Мшанская. Она работала в Санкт-Петербургском отделении ВГРТК. Они прожили два года вместе, после этого расписались. В 2011 году пара отметила золотую свадьбу. За это время у них появилось две дочери, Ольга и Ксения, а также внуки, которых назвали Тимофей и Мариника. Старшая дочь Оля работает на петербургском телевидении, а младшая раскрывает свой потенциал в качестве корреспондентки радиостанции «Эхо Москвы».
С 1967 года актёр лучше всего раскрывался в комедийных ролях. Его персонажи отличались тонкой иронией, некоторой отстранённостью. Олега Валериановича по праву называют мастером перевоплощения, ведь его образы абсолютно не похожи друг на друга. Лучшими актёрскими работами считаются такие роли, как Хлестаков в пьесе «Ревизор», Серпуховский из «Истории лошади», Джингль из постановки «Пиквикский клуб» и другие.
Особенно выделяют критики образ Войницкого из бессмертной повести Чехова «Дядя Ваня». Басилашвили удалось передать все тонкости характера персонажа, описанного писателем. Сам артист считает своим успехом сыгранную роль в пьесе Шукшина «Энергичные люди».
Звезда кинематографа
В кино Олег Басилашвили начал сниматься только в 1956 году. В отличие от театральной, его кинематографическая карьера развивалась медленно. Он постепенно переходил от эпизодов и второплановых ролей к главным.
Известным на всю страну его сделали фильмы Эльдара Рязанова. В комедии «Служебный роман», вошедшей в золотой фонд советского кино, он сыграл роль заместителя директора, который и спровоцировал завязку сюжета этой истории.
Вскоре он появился на экранах уже в главной роли в мелодраме Георгия Данелии «Осенний марафон». На этот раз ему досталась роль обычного служащего, ведущего двойную жизнь и разрывающегося между женой и любовницей. Его партнершами по площадке стали Марина Неелова и Наталья Гундарева. Такое яркое трио не могло не покорить зрителей.
Закрепил успех фильм «Вокзал для двоих», в котором он вместе с Людмилой Гурченко сыграл главную роль. Действие картины происходит на маленьком вокзале в провинциальном городке, где волею судьбы застрял главный герой на двое суток. За это время он успел влюбиться и полностью переоценить свою жизнь.
Одна из самых ярких и любимых ролей Басилашвили – Воланд в 10-серийной экранизации мистического романа Булгакова «Мастер и Маргарита». На съемках этой картины было много мистических событий.
Надо сказать, что роман считается проклятым, и после каждой его постановки в театре или кино случаются разные трагические истории с актерами. Но, когда Басилашвили предложили эту роль, он не раздумывал ни секунды и не пожалел об этом.
Всего же за свою творческую карьеру он принял участие в полутора сотнях спектаклей, кинофильмов и телевизионных проектов. Кроме того, он много занимался озвучкой. Несмотря на преклонный возраст, Олег Валерианович ведет активный образ жизни и периодически появляется на сцене и в кино. Он – обладатель множественных наград и звания Народного артиста.
Личная жизнь
Первой любовью и серьезными отношениями Олега Басилашвили стала его однокурсница, красавица Татьяна Доронина, которая разбила не одно сердце. Гордая и неприступная, привыкшая к постоянным знакам внимания и знающая о своей красоте, Таня не подпускала к себе никого и не отвечала на ухаживания кавалеров.
Олег влюбился в нее сразу же. Но ему потребовалось пару лет, чтобы покорить все-таки сердце «снежной королевы». В 1955 году состоялась скромная студенческая свадьба, на которой были только самые близкие друзья. Не было ни традиционного платья с фатой, ни обручальных колец. В те годы это считалось мещанством среди прогрессивной молодежи, к которой относили себя молодые актеры.
Олег Басилашвили и Татьяна Доронина
После окончания школы-студии Татьяна могла остаться в Москве. К этому времени она уже успела стать известной и очень востребованной, у нее было много предложений. Но она, как и положено любящей супруге, поехала вместе с Басилашвили в Сталинград. И именно она стала инициатором их переезда в Ленинград.
Там Доронина какое-то время служила в Большом театре вместе с мужем. Но чем более известной она становилась, тем сильнее портился ее характер. Отношения дали трещину, супруги начали часто ссориться и все меньше времени проводили вместе. И в 1963 первый брак Басилашвили закончился тихим разводом.
В браке родилось две девочки. А сейчас у супругов уже есть очаровательные внук Тимофей и внучка Мариника. Свою семью Басилашвили очень любит и считает главной ценностью в жизни. Даже сейчас супруги относятся друг к другу с огромной нежностью и заботой, и именно это считают секретом удачного брака.
С семьей
Еще в 80-х Олег Валерианович начал активно заниматься политикой и был избран народным депутатом. После развала Советского союза он выступал на стороне прогрессивных партий, старавшихся повлиять на формирование новой демократической России. Поддерживал таких кандидатов как Ирина Хакамада и Григорий Явлинский.
Он категорически против гражданских войн и вмешательства России в суверенитет других стран. Так он в 2008 выступал против введения российских войск на территорию Северной Осетии, считая, что разбираться с повстанцами – забота грузинского правительства. Также он осудил присоединение Крыма к России и поддержку мятежного Донбасса.
Олег Басилашвили: биография
Сегодня советские фильмы считают не просто классикой, а настоящим произведением искусства. Олег Валерианович украсил своим присутствием немало картин, он исполнял запоминающиеся роли, которые по сей день не покидают сердца поклонников. Чего стоит один лишь Воланд из кинофильма «Мастер и Маргарита» или Юрий Самохвалов из «Служебного романа». В 2021 году артист справил свое 85-летие, 60 из которых он посвятил Большому драматическому театру.
Детство и юность, образование
26 сентября 1934 года на свет появился Олег Валерианович Басилашвили. Он родился в Москве, в грузинской семье. Отец, Валериан Ношреванович, являлся выходцем древнего рода, а в столице работал директором политехникума связи им. Вадима Подбельского. Мама Олега, Ильинская Ирина Сергеевна, была филологом по призванию, она автор ряда учебников по русскому языку.
Бабушка Олега не раз отмечала его застенчивость, которая может помешать ходу жизни
У Басилашвили был старший брат Георгий, получивший звание капитана во время Великой Отечественной войны. Но она унесла его жизнь, Георгий получил тяжелое ранение и скончался в Смоленской области. Долгое время его считали пропавшим без вести, лишь в 2017 году выяснились настоящие факты. Однако места, где была война, и кладбища, где хоронили Георгия, уже не существует.
Большое влияние на будущего артиста оказала его бабушка Ольга Николаевна, она занимала в семье лидирующее положение, будучи по характеру сильной, властной женщиной.
Точные науки Басилашвили тянул с трудом, школьная программа угнетала мальчика
Олег Валерианович делился в интервью, что учеба ему давалась тяжело, радости не приносила. В качестве примера он рассказал случай из десятого класса, когда написал хвалебный отзыв к произведению «Золотой теленок», который был запрещен в СССР. Юноша пытался найти себя в художественном искусстве, но оттуда его выгнали едва ли не со скандалом, обвинив в подражании постимпрессионизму.
Но тяга к творчеству была сильной, Олег часто бывал на спектаклях Художественного театра, принимал участие в самодеятельности. Однажды он подал заявление в школу-студию МХАТ, куда его сразу же взяли. Олег Валерианович учился наряду с Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым, Владимиром Любимовым. Правда, это решение было принято наперекор семейным устоям, отец считал профессию артиста недостойной мужчины. Впрочем, однажды он пришел на спектакль сына и признал, что был неправ.
Басилашвили всегда тянулся к театру, хотя дорога к нему была наполнена препятствиями
Театральная карьера
Олег Валерианович поступил на курс педагога Павла Массальского. В отличие от школьных лет, студенческие годы были наполнены тяжелым трудом. Будущий артист уважал это время и не тратил его на фривольности, посиделки. Юношей он был видным и статным, выделялся ростом более 180 см. С годами будущий актер становился только привлекательнее, покоряя все новых и новых поклонниц. Именно в студенческие годы Олег впервые женился на студентке Татьяне Дорониной.
В театральной карьере был период, когда Олег Валерианович чуть не сдался
Занимательно, что у супруги дела в театре сложились быстрее, а вот Басилашвили пришлось ждать своей славы едва ли не десяток лет. Он играл небольшие роли, дошло до того, что актер хотел уже уходить из театра. Но режиссер вдруг признался, что Олег ему очень нужен. У Басилашвили появились новые силы на работу, сменилось отношение к репетициям, а с помощью Георгия Александровича Товстоногова актер стать постигать новые глубины собственного мастерства.
Съемки в кино
Поначалу Олегу доставались эпизодические роли. Дела в фильмографии шли примерно так же, как и в театре. Слава пришла немногим позже, чем хотелось артисту. Наряду с театральным успехом в гору пошли дела и на съемочной площадке. Немудрено, ведь Олега начали приглашать в кинокартины после того, как видели его качественную игру в постановках.
Басилашвили сыграл роли в фильмах, которые сегодня являются частью Золотого фонда российского кинематографа
Он снимался в работах Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Бортко. Играл с молодыми российскими звездами – Сергеем Безруковым, Анной Ковальчук, Анатолием Руденко. Также Олег Басилашвили делил площадку с легендарными советскими артистами – Алисой Фрейндлих, Людмилой Гурченко, Никитой Михалковым. И это лишь минимум примеров.
Спектакли в БДТ им. Г. Товстоногова
Год | Фильм | Роль |
1959 | «Варвары» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова | Степан Лукин |
1959 | «Такая любовь» П. Когоута; постановка Р. С. Агамирзяна | Милан Стибор (ввод) |
1960 | «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Г. А. Товстоногова | Афанасий Лапченко |
1960 | «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; постановка Г. А. Товстоногова | Мичман Кнорис |
1961 | «Океан» А. П. Штейна; постановка Г. А. Товстоногова | Куклин |
1961 | «Старшая сестра» А. М. Володина; постановка Г. А. Товстоногова | Медынский |
1962 | «Снежная королева» Е. Л. Шварца; постановка М. Л. Рехельса | Сказочник |
1962 | «Горе от ума» А. С. Грибоедова; постановка Г. А. Товстоногова | Господин N |
1963 | «Перед ужином» В. С. Розова; постановка В. С. Голикова | Валерьян |
1963 | «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта; постановка Э. Аксера | Бучер |
1964 | «Еще раз про любовь» Э. С. Радзинского; постановка Ю. Е. Аксёнова | Феликс |
1965 | «Три сестры» А. П. Чехова; постановка Г. А. Товстоногова | Андрей Прозоров |
1966 | «Сколько лет, сколько зим» В. Ф. Пановой; постановка Г. А. Товстоногова | Начальник Линевского |
1967 | «Традиционный сбор» В. С. Розова, реж. Г. А. Товстоногов | Родионов |
1967 | «Лиса и виноград» Г. Фигейредо; постановка Г. А. Товстоногова | Ксанф |
1968 | «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова; постановка Ю. Е. Аксёнова | Крестовников |
1969 | «Король Генрих IV» У. Шекспира; постановка Г. А. Товстоногова | Верной |
1969 | «С вечера до полудня» В. С. Розова; постановка Г. А. Товстоногова | Лева |
1969 | «Два театра» Е. Шанявского; постановка Э. Аксера | Автор |
1970 | «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова; постановка Г. А. Товстоногова | Бочаров |
1970 | «Третья стража» Г. А. Капралови, С. И. Туманова; постановка Г. А. Товстоногова | полковник Зотов |
1971 | «Выпьем за Колумба!» Л. А. Жуховицкого; постановка Г. А. Товстоногова и Ю. Е. Аксёнова | Шатунов |
1972 | «Ревизор» Н. В. Гоголя; постановка Г. А. Товстоногова | Хлестаков |
1973 | «Мольер» по М. А. Булгакова; постановка С. Ю. Юрского | Людовик Великий |
1974 | «Энергичные люди» В. М. Шукшина; постановка Г. А. Товстоногова | Простой человек |
1975 | «История лошади», по повести Л. Н. Толстого «Холстомер»; постановка Г. А. Товстоногова | Серпуховской |
1976 | «Дачники» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова | Басов |
1977 | «Тихий Дон», по М. А. Шолохову; постановка Г. А. Товстоногова | Копылов |
1978 | «Пиквикский клуб», по Ч. Диккенсу | Джингль |
1978 | «Цена» А. Миллера; постановка Р. А. Сироты | Виктор Франк (ввод) |
1979 | «Наш городок» Т. Уайлдера; постановка Э. Аксера | Режиссёр |
1980 | «Волки и овцы» А. Н. Островского; постановка Г. А. Товстоногова | Лыняев |
1981 | «Оптимистическая трагедия», В. В. Вишневского; постановка Г. А. Товстоногова | 1-й офицер |
1982 | «Дядя Ваня» А. П. Чехова; постановка Г. А. Товстоногова | Иван Петрович Войницкий |
1983 | «Кафедра» В. В. Врублевской, пост. М. Ю. Резниковича | Брызгалов |
1985 | «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского; постановка Г. А. Товстоногова | Мамаев |
1987 | «На дне» М. Горького; постановка Г. А. Товстоногова | Барон |
1989 | «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; постановка В. Воробьева | Илл |
1991 | «Салемские колдуньи» А. Миллера; постановка Т. Н. Чхеидзе, реж. В. Б. Шабалина | Дэнфорт |
1993 | «Вишневый сад» А. П. Чехова; постановка А. Я. Шапиро | Гаев |
1996 | «Антигона» Ж. Ануя; постановка Т. Н. Чхеидзе | Креон |
1999 | «Калифорнийская сюита» Н. Саймона; постановка Н. Н Пинигина | Уильям Уоррен, Сидней Николс, Марвин Майклз |
2002 | «Костюмер» Р. Харвуда; постановка Н. Н. Пинигина | Сэр Джон |
2004 | «Копенгаген» М. Фрейна; постановка Т. Н. Чхеидзе | Нильс Бор |
2005 | «Квартет» Р. Харвуда; постановка Н. Н. Пинигин | Уилфред Бонд |
2008 | «Дядюшкин сон» по повести Ф. М. Достоевского; постановка Темур Чхеидзе | Князь К. |
2010 | «Лето одного года», по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере»; постановка А. М. Прикотенко | Норман Тэйер |
Служебный роман
Невозможно не упомянуть отдельно работу Олега Басилашвили в культовой советской мелодраме Эльдара Рязанова «Служебный роман». И режиссеру, и всем актерам эта картина принесла большую известность, потому что только в 1978-м фильм стал лидером проката, собрав более 58 миллионов зрителей.
Это кино основано на сюжете пьесы Брагинского и Рязанова «Сослуживцы», которую с большим успехом ставили в театрах Москвы и Ленинграда.
Олег Басилашвили в фильме «Служебный роман»
Интересен тот факт, что Олегу Басилашвили для своей роли пришлось научиться ездить на автомобиле. При том, что артист перед этим ни разу не держал в руках руль, его постарались обучить всем азам вождения всего за несколько дней.
Это привело к очень опасной ситуации, когда во время съемок актер врезался в киоск «Союзпечати» и снес установленную рядом камеру. Тогда для Олега все закончилось хорошо: его не стали лишать гонораров и даже дали Государственную премию за роль Самохвалова.
Олег Басилашвили и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»
Интересно: Андрей Мягков: состояние здоровья сегодня, последние новости
https://youtube.com/watch?v=%250A
Жена Олега Басилашвили – семейное счастье актера
Молодой человек, поступивший в престижный МХАТ, еще будучи студентом этого храма искусства, нравился девушкам. Многие парни с курса Басилашвили были без ума от Татьяны Дорониной, яркой характерной актрисы с бездной творческого таланта. Приглянулась Татьяна и Олегу.
Вскоре после знакомства Олег Басилашвили и его жена Татьяна сыграли свадьбу. Советское свадебные торжество отличалось от нынешних гламурных тусовок: у пары не было даже колец и роскошных свадебных нарядов, но история этой пары началась искренне, с большой любви. Татьяна, его первая жена, сыграла немало ролей в кино и театре.
Два талантливейших, красивых человека воссоединили сердца, однако бытовые проблемы вынудили их переехать в Ленинград. С момента приезда Олег Басилашвили с женой стали играть на сцене одного театра БДТ. Это был главным условием Татьяны, чтобы Олега взяли на работу вместе с ней. Пара прожила в браке 8 лет. Первой подала на развод Татьяна Васильевна. Спустя некоторое время у Олега Басилашвили появилось место в сердце для еще одной женщины, Галины Мшанской.
История второй любви
В сети есть фото жена Олега Басилашвили, ставшей его второй супругой. Знаковая встреча, всколыхнувшая сердца двух талантов, произошла на сцене, когда они участвовали в спектакле «Кюхля». Девушка с ямочками на щечках сразу понравилась актеру, и вскоре Басилашвили готов был отправиться за ней хоть на край света.
По природной скромности Олег Валерианович длительное время не смел к ней подойти для более близкого знакомства. Сергей Юрский заверил друга, что у него есть все «шансы» на успех, и тогда Олег Басилашвили осмелился пригласить девушку на свидание. В его биографии она сыграла важную роль. С того момента, как образовалась эта семья, более 50 лет они живут душа в душу, не расставаясь. Увлеченные любимой профессией, они растворялись друг в друге, поддерживали и находили общий язык всегда. На протяжении всей совместной жизни Олег Басилашвили со своей женой ни разу не поссорились серьезно, не обижали друг друга ревностью, упреками.
Галине удалось создать уютный семейный очаг и поддерживать в нем нетленный огонь, а Олег с огромным трепетом относился к жене. Именно так они сберегли костер искренней любви, вспыхнувший в их молодых сердцах когда-то, и продолжают греться у него до сих пор. Олег Валерианович не похож на других мужчин.
Во втором барке, когда Галине Евгеньевна отходила после вторых родов, все заботы о ней и детях взял на себя супруг. Несмотря на занятость в работе, он стирал, готовил, прибирал в доме. Творческий и семейный союз дал жизнь двум очаровательным дочерям Оле и Ксюше. Теперь у них двое внуков.
Возможно интересно: Жена Эльдара Рязанова, Муж Светланы Немоляевой.
Детство и семья
Родившегося осенью 1934 года в Москве мальчика родители назвали Олегом. Отец, Валериан Ношреванович Басилашвили, выходец из древнего грузинского рода, находился в должности директора Московского политехникума связи имени Вадима Подбельского, хотя в юности учился в Институте народов востока, а затем перевелся на этнографический факультет университета.
Олег Басилашвили в детстве
Там он встретил свою будущую жену, Ирину Сергеевну Ильинскую, лингвиста, ставшую доктором филологии и автором нескольких профильных книг, в числе которых словарь языка Пушкина. Мама Олега принимала участие в попытке реформирования синтаксиса и русского правописания. Актер вспоминал позже, что к работе привлекали и его, и бабушку, с которой они вместе заполняли сотни карточек.
Родители Олега Басилашвили. Будущий актер сидит у мамы на руках
На их кухне собирались сотрудники Ирины Сергеевны, которые тоже этим занимались. Курили, спорили, даже кричали. Несколько лет длилась работа, причем это был добровольный энтузиазм. После выхода в свет первого тома словаря (1956 год) в «Литературной газете» его раскритиковали в пух и прах, а у мамы Олега случился первый инфаркт.
Второй том мог и не появиться, если бы не Роман Якобсон, известный лингвист, приехавший в Советский Союз и выступивший на каком-то высоком совещании. Он поздравил передовую советскую науку с двумя великими завоеваниями: запуском первого искусственного спутника Земли и выходом первого тома словаря языка Пушкина. И отношение к работе Ирины Ильинской с товарищами изменилось.
Дедушка Олега со стороны матери, Сергей Ильинский, окончил Московскую духовную семинарию, но в священники не пошел, стал архитектором, по чьему проекту возвели храм святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.
Дедушка и бабушка Олега Басилашвили
Бабушка, властная и бескомпромиссная, была замечательной хозяйкой дома и центром семьи из шести человек – самого Олега, сводного брата Жоры, которого папа забрал с собой из Грузии, собственно папы, мамы, дедушки и бабушки. Мальчик очень любил ее, несмотря на наказание мокрым полотенцем за воровство. Зато, как говорит Басилашвили, на всю жизнь он запомнил, что воровать – грех. По словам актера, когда в 1941 году отец ушел на фронт, а его семья эвакуировалась во время Великой Отечественной войны в Тбилиси, самым страшным испытанием для мальчика стал голод. У него даже открылся туберкулез, который потом как-то залечили.
Юный Олег Басилашвили в эвакуации
В 1943 году все, кроме Жоры, который пропал без вести на войне, вернулись в Москву. Семья вернулась в родные три комнаты на Покровке. Олега отдали в третий класс столичной школы, но мальчик, которому школьные предметы давались трудно, мечтал о театре:
«Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир «Синей птицы» Метерлинка: Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?». До сих пор я это чувствую. «Три сестры» Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! – думал: фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там, на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное».
Его желание стать актером было в штыки воспринято отцом, считавшим актерскую профессию недостойной мужчины. Басилашвили всю сознательную жизнь подспудно старался доказать ему, что это не так. Однажды Валериан Ношреванович пришел на спектакль с участием сына и после занавеса сказал ему, что был неправ. И это было самым важным признанием правильности пути.