Мать его единственного ребенка
Первой женой стала Зоя Фомина. Они вместе учились во ВГИКЕ, и девушка была старше Эльдара на три года. Она не воспринимала ухаживания юного Эльдара всерьез, но амбициозный студент не сдавался. Он добился расположения своей возлюбленной, и они поженились
В 1951 году у супругов родилась дочка Ольга. Спустя много лет единственная дочь маститого режиссера обнародовала часть личной переписки своих родителей, из которой понятно, что Эльдар Александрович свою жену обожал. «Эти письма пропитаны эротикой. Папа просто умирал от любви, по началу не очень разделенной».
Воспитанием Ольги в основном занималась бабушка. Родители были погружены в работу, они оба бредили кино. Зоя Рязанова (Фомина) трудилась на Центральной студии документальных фильмов, на которой начинал свою кино карьеру и Рязанов.
Рязанов с Зоей были очень близки. Режиссер вспоминал, что они в Париже вместе ходили на стриптиз. Когда кто-то из французов спросил, откуда они, кто-то из их компании соврал, что из Югославии. Каждый советский человек, сходивший в заграничной командировке на стриптиз, рисковал стать не выездным.
Зоя была деятельной женщиной, и кроме роли жены и матери успешно реализовывалась в профессии. Она работала в качестве режиссера над такими документальными лентами, как «Твои книжки», «Спутник над планетой», «Великая Отечественная». Даже во время декретного отпуска она не сидела сложа руки – шила платья на продажу, одев в свои супермодные обновки всех дачниц в Пушкино.
Первый брак Рязанова продлился более двадцати лет, но пресловутый кризис среднего возраста нежданно подстерег эту удивительную пару. И внешне вроде бы все хорошо – супруги состоялись в профессии, вырастили прекрасную дочь… Но внутри семьи росло недопонимание, возникали конфликты.
https://youtube.com/watch?v=b461buY2VfE
Википедия Эльдара Рязанова
Эльдар Рязанов был добрым человеком, но требовательным во всем, а прежде всего к самому себе. Поэтому если он и делал какую-либо работу, то отдавал себя всего, соответственно просил выполнять это от других. Его труды были оценены по достоинству, учитывая, сколько орденов и признаний благодарности он получил.
Чтобы узнать более подробную информацию о творческой и личной жизни режиссера, можно посетить такую страницу, как Википедия Эльдара Рязанова. Здесь описаны первые работы сценариста, его основные картины и многое другое. Известно, что он был награжден множеством наград, ему присваивали звания, которые он с честью принимал и гордился.
Зоя Фомина, мать единственного ребенка Рязанова
Первая жена была старше Эльдара Рязанова и вначале не обращала на него внимания. Имея твердый характер, решительный юноша добился своего, и они поженились. В 1951 году браке родилась дочь Оля. Супруги были близки, так занимались одним делом. В двух документальных фильмах Зоя была сорежиссером Эльдара Рязанова. У Фоминой был деловой характер, она успевала заниматься хозяйством и занималась творческой деятельностью, работала режиссером документальных фильмов. Прожив с женой больше двадцати лет, Эльдар Рязанов встретил и полюбил другую женщину. Будучи честным человеком, Рязанов сразу развелся с женой.
Жена Рязанова — раба любви или Муза?
Скорей всего, что это было только поверхностное впечатление от их отношений. У них был не просто красивый и долгий роман – счастье взаимопонимания, от которого буквально оба лучились особым светом. В годы этого союза появились его лучшие творения. Хотя официально Нина Григорьевна с Рязановым никогда не работала, фактически же была редактором его картин.
Рядом с нею Эльдар Александрович буквально фонтанировал идеями. Он всегда прислушивался к ее советам. Она была с ним на съемочной площадке, мгновенно гасила его вспышки гнева по отношению к актерам. Достаточно было только предложить Эльдар Александровичу бутерброд, который всегда почему-то в нужный момент оказывался в сумочке Нины Григорьевны, и режиссер становился «мягким и пушистым». Она легко находила общий язык со всеми (уже тяжелобольная, познакомилась и подружилась с Наиной Ельциной).
И домой с работы Рязанов и его жена уезжали вместе, и в отпуск. Но бывает ли счастье вечным? Представить трудно, что происходило в душе Эльдара Александровича, когда он узнал, что у жены рак. Не сдавался, не смирился с приговором врачей. Операция и 11 дней в реанимации. Он каждый день на несколько минут (никого вообще не пускали) приходил к ней в палату. Ничего не помогало. Уехали в мюнхенскую клинику. Обследования выматывали и усиливали страшные боли. И все напрасно. Поздно делать вторую операцию.
Нина Григорьевна прекрасно понимала, что едет домой умирать. Только муж и сын придавали силы сражаться с болезнью. В последнюю неделю попросила всех оставить ее наедине с самыми дорогими ей людьми. Но страдала она жутко. Мельком, в одном из воспоминаний проскользнуло, что сама себе сделала укол, последний…
Незадолго до смерти она попросила сына помочь Рязанову, когда ее не будет. А Эльдар Александрович женился снова – забыл? Тогда почему в его кабинете до сих пор ее портрет? И «Неподведенные итоги» – книга-воспоминание об актерах и соавторах, нюансах работы над фильмами – посвящена тоже ей. А на Новодевичьем кладбище – совсем не простой, а «говорящий» памятник?! Он так ярко «кричит» о скорби по любимой, незабываемом никогда чувстве – любви
Эмма Абайдуллина
Возраст: 81
Эмма Валериановна Абайдуллина. Родилась 15 мая 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Советская и российская журналистка, актриса. Третья жена режиссера Эльдара Рязанова.
Эмма Абайдуллина родилась 15 мая 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
После окончания школы поступила в институт, где получила профессию журналистки.
Работала в своем родном Свердловске журналисткой, редактором киноцентра.
До начала 1980-х — была сотрудницей Бюро пропаганды киноискусства в Свердловске.
Далее перебралась в Москву, где также занималась журналистикой, писала на темы, связанные с искусством, в сфере ее интересов были театр, кино, музыка.
С середины 1990-х, выйдя замуж за известного режиссера Эльдара Рязанова, была домохозяйкой.
В 2006-м исполнила эпизодическую роль в фильме «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя».
Личная жизнь Эммы Абайдуллиной:
Трижды была замужем. Родила двоих сыновей.
Первый муж — Валерий Бердюгин, художник-конструктор.
В браке в 1964 году родился сын Олег Бердюгин, а в 1966 году — сын Игорь Бердюгин. Об сына проживают в Москве, занимаются арт-проектами, ведут успешный бизнес.
Эмма Абайдуллина в молодости с сыном Олегом
Валерий Бердюгин — первый муж Эммы Абайдуллиной
Второй муж — Павел Кузьмич Аедоницкий (1922-2003), известный советский и российский композитор, Народный артист РСФСР, сотрудничал с Иосифом Кобзоном, Анной Герман и другими знаменитыми исполнителями.
Поженились в 1985 году — почти сразу после того, как у композитора скончалась предыдущая жена. Но брак не сложился, они прожили меньше года и расстались. После развода Эмма получила однокомнатную квартиру на проспекте Мира, которую потом продала.
Павел Аедоницкий — второй муж Эммы Абайдуллиной
Третий муж — Эльдар Александрович Рязанов (1927-2015), знаменитый советский и российский кинорежиссёр, сценарист, драматург, Народный артист СССР.
Они познакомились в 1987 году на Московском кинофестивале, когда Эмма Абайдуллина, будучи корреспонденткой, брала у режиссера интервью. Но на тот момент Рязанов был женат.
В 1994 году у Рязанова от рака умерла вторая жена Нина Скуйбина. Уже через полгода после похорон Скуйбиной Абайдуллина и Рязанов начали встречаться, а в 1995 году оформили брак. Рязанов говорил, что Эмма спасла его и помогла выжить: «Конечно, никто не ожидал, что я выкину такой фортель — сразу женюсь на другой. Но Эмма меня просто спасла. Она подарила мне новую жизнь».
Эмма Абайдуллина и Эльдар Рязанов
Эмма Абайдуллина с Эльдаром Рязановым и сыном Олегом
Последние пять лет жизни Эльдар Рязанов боролся с болезнью. В 2010 и 2011 годах он перенес серьезные операции на сердце. После этого режиссера неоднократно госпитализировали. В 2014 году у него произошло острое нарушение мозгового кровообращения, а уже через несколько месяцев случился инфаркт. Именно Эмма Валериановна ухаживала за режиссером в последние годы его жизни. Пока он мучительно боролся со смертью, супруга поддерживала его и дарила надежду на светлое будущее. Рязанов скончался в ночь на 30 ноября 2015 года, а 3 декабря был похоронен на Новодевичьем кладбище.
По словам Стаса Садальского, вдова Рязанова нарушила его последнюю волю, решив не хоронить там, где он завещал. Рязанов завещал похоронить его рядом со второй женой Ниной Скуйбиной. Эльдар Рязанов добился, чтобы ее похоронили на Новодевичьем кладбище, установил на могиле разбитый на две части камень — под вторым хотел лежать сам, но его похоронили на другом участке. Эмма Абайдуллина сразу после его кончины позвонила Никите Михалкову с просьбой об отдельном захоронении для мужа. И тот добился могилы на Новодевичьем.
Единственная дочь Эльдара Рязанова — Ольга — с мачехой в сложных отношениях. «С Абайдуллиной я, мягко говоря, не являюсь близкой подругой. Ну, здороваемся при встрече — и все. Хотя если бы Эммы не было, то отцу пришлось бы туго», — говорила Ольга.
Фильмография Эммы Абайдуллиной:
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — эпизод
Краткая биография
- Дипломная работа. Год 1950. Эльдар получает красный диплом. Дипломной работой является снятая им картина документального жанра «Они учатся в Москве».
- Документальное кино. Начиная с 1950 и по 1954 годы, Эльдар активно снимает документальные фильмы. Он ездит по стране, чтобы набраться опыта и посмотреть, как живут самые обычные люди, которые затем становятся героями его фильмов. Дальний Восток, Камчатка, Сахалин – вот далеко неполный список его путешествий.
- Работа на киностудии Мосфильм. 1955 год. Рязанов приступает к работе на киностудии «Мосфильм». Здесь выходит первая его картина «Весенние голоса». Эту киноленту замечает режиссер Иван Александрович Пырьев, который советует Рязанову попробовать снять комедию. Несмотря на то, что комедийный жанр был Эльдару совсем незнаком, он его успешно осилил и снял «Карнавальную ночь». Этот фильм имел не только ошеломляющий успех, но и принес режиссеру широкую известность.
- Лирические трагикомедии. Шестидесятые годы. Эльдар начинает снимать лирические трагикомедии, которые до него никто никогда не снимал. Для этого он создает свой постоянный коллектив со следующим составом: сценарист Эмиль Вениаминович Брагинский; композитор Андрей Павлович Петров; оператор Владимир Дмитриевич Нахабцев; актерский состав с известными артистами.
- Соавтор сценария. Год 1966. Рязанов снимает комедию «Берегись автомобиля», которую с восторгом встречают зрители, а вот сценарий к этой картине был написан Брагинским в соавторстве с Рязановым.
- Годы плодотворной работы. Библиографы особо отмечают плодотворную работу знаменитого режиссера с 1960 по 1970 годы. На экранах страны появляются друг за другом его фильмы. Среди них: Старики-разбойники; Зигзаг удачи; Невероятные приключения итальянцев в России.
- Бессменный символ. 1 января 1976 года зрители с восторгом встретили новую комедию Рязанова «Иронию судьбы», которая становится бессменным символом каждого Нового года.
- Лучшие хиты. 1977 год. После выхода «Служебного романа», появляется целый ряд фильмов, которые сразу же становятся самыми лучшими хитами. Это: Вокзал для двоих; Гараж; Жестокий романс.
- Смена амплуа. Восьмидесятые годы. Эльдар меняет свое амплуа и на экранах появляются уже серьезные художественные фильмы: Дорогая Елена Сергеевна; Забытая мелодия для флейты.
- Возврат к документальному жанру. В эти же восьмидесятые годы выходит его документальный фильм о талантливом поэте, актере и авторе-исполнителе песен Владимире Высоцком, который Эльдар посвящает его пятидесятилетию.
- Другое стилевое решение. 1991 год. На экранах страны появляется картина Рязанова «Небеса обетованные», отличающаяся своим стилевым решением от прежних его фильмов, а также такие киноленты как: Тихие омуты; Старые клячи.
- Гран-при. 1992 год, Испания, Мадрид, кинофестиваль. Снятая Рязановым кинолента «Небеса обетованные» получает Гран-при за лучший фильм фантастического жанра.
- Правдивое интервью. 2000 год, октябрь, 14 число, радиостанция «Эхо Москвы», прямой эфир. В этот день было взято интервью у режиссера Эльдара Рязанова, который четко и правдиво ответил на вопросы журналистов Льва Гулько, Виты Рамм, а также актера Константина Кравинского.
- Личный автограф. Рязанов не только снимал фильмы, но и сам часто снимался в эпизодических ролях. Это было похоже на личный автограф, который на своей картине обычно оставляет художник.
- Смерть. Осенний день 2015 года. У режиссера наблюдается резкое ухудшение здоровья, несмотря на то, что он за последние семи лет ежегодно ложился на лечение в разные столичные клиники. В конце ноября его подключили к аппарату, так как самостоятельно дышать он уже не мог, но даже эта мера не смогла ему помочь, и 30.11.15 Рязанов скончался от сердечной недостаточности. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище.
Эльдар Рязанов в старости
Роман с Гурченко
С трех лет любимое занятие будущего комедиографа — чтение. А в школе его любимой книгой стал «Мартин Иден» Джека Лондона. Как известно, герой романа, простой моряк, фанатичным трудом становится успешным писателем. И Элик решил повторить биографию литературного кумира. На год раньше сдал выпускные, получил аттестат и по почте отправил заявление о приеме в Одесскую мореходку. Но ответа не дождался. И неожиданно для самого себя в 16 лет стал студентом факультета режиссуры во ВГИКе. Планировал перекантоваться там лишь пару лет и все же перебраться в Одессу. Но его педагог — прославленный режиссер Григорий Козинцев — однажды вдруг решил отчислить юного студента.
1947 г. Рязанов на практике в Ленинграде с мастером Козинцевым. Снимали фильм «Пирогов». Фото из личного архива И наш герой, несмотря на возникшие поначалу сложности с учебой, решил любой ценой доучиться до конца. И сдюжил! Несмотря на то, что ему не раз крепко доставалось от мэтра. Когда на третьем курсе Эльдар снял короткометражку по юморескам Карела Чапека «Покушение на убийство», Козинцев разгромил дебютную работу в пух и прах:
После таких слов Рязанов дал себе слово никогда больше не снимать комедий. И по окончании ВГИКа в 1950 году устроился режиссером на Центральную студию документальных фильмов. Вместе с ним туда пришла его однокурсница Зоя Фомина, на которой он тогда же и женился. А спустя пару месяцев, уезжая в Ереван в первую большую экспедицию, молодожены с радостью узнали, что скоро их станет трое.
Появившуюся на свет девочку назвали Олей. Малышка росла в любви и благополучии. Эльдар Александрович же, забыв о своей клятве, все же стал снимать художественное кино, причем именно комедии. Первые же две ленты — «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса» — принесли ему всесоюзную славу. Семье выделили отдельную квартиру, и супруга сияла от счастья. Правда, ходили слухи, что в это время Рязанов охладел к ней, закрутив ни к чему не обязывающую интрижку с Людмилой Гурченко.
Картины отца я очень люблю, они рождались параллельно с моей жизнью. Впрочем, у папы хватало времени не только на работу, но и на меня. Учил кататься на лыжах и коньках, летом вывозил нас с мамой на курорты. Мы любили отдыхать на Рижском взморье и в Пицунде.
Первую гитару Рязанов привез из многомесячной командировки на Сахалин, где и выучил три аккорда. Фото Натальи Нечаевой/«Комсомольская правда»
Биография и личная жизнь Эльдара Рязанова
18 ноября 1927 года родился под счастливой звездой будущий режиссер в Самаре, но все свое детство провел в Москве. Родного отца мальчик почти не помнит, ведь он был в разводе с матерью и Эльдара воспитывал отчим. Известно только то, что родной отец долгие годы сидел в тюрьме.
Со школьной скамьи Эльдар упивался книгами, он читал все, что можно было прочитать. Он ходил в библиотеку и часами там засиживался. Биография и личная жизнь Эльдара Рязанова была бы не настолько интересной, если бы не случай. После окончания учебного заведения Рязанов поступил во ВГИК совершенно случайно, и только потому, что со своим товарищем решил вместе сдать экзамены. Интереса к учебе у парня не было, но его первый учитель увидел в нем талант и просто заставил развиваться в этом направлении. И Эльдар оправдал ожидания педагогов и окончил институт с отличием.
Детская мечта Рязанова о путешествие осуществилась, и первые года он ездил по странам Дальнего Востока и снимал ленты о рыбалках, охотниках, нефтяниках. И уже после его пригласили работать на «Мосфильм», где выходили его первые фильмы. Именно в эти года он повстречал свою первую любовь, которую взял в жены.
Грандиозный успех приходил к Рязанову с выходом новой киноленты. Многие популярные актеры были просто счастливы сниматься в фильмах Эльдара. У него появился свой стиль, с которым ни с кем не перепутаешь, еще раз доказывая непревзойденный талант. Кроме того, что режиссер снимал фильмы, также писал пьесы и книги. У него ряд телевизионных передач, в которых он снимался и приглашал гостей.
Эльдар Рязанов был трижды женат, и со своей последней женой прожил до самой смерти. Он умер в больнице от оттека легких, который спровоцировала сердечная недостаточность. 30 ноября 2015 года не стало Эльдара Рязанова, который остался в памяти многих.
Даже за пять минут можно сделать очень много
Эльдар Рязанов на заре своей карьеры мечтал снимать драмы, а Иван Пырьев, в то время директор «Мосфильма», уговорил его взяться за музыкальную комедию. Так получилась «Карнавальная ночь» (1956 год). В роли бюрократа Огурцова режиссер видел другого актера, но тут опять вмешался Пырьев и настоял на Игоре Ильинском. Гурченко также Рязанову не нравилась: пробы были крайне неудачными. Но Пырьев, который ну совсем как в фильме считал, что «Бабу-ягу со стороны брать не надо, лучше воспитать в своем коллективе», предложил еще раз посмотреть молоденькую актрису. Рязанов уступил и позже нисколько об этом не жалел. Вот так вопреки всему родился один из самых любимых у нас новогодних фильмов.
Карьера кинорежиссера
Благодаря ВГИКу и его профессиональным педагогам, Эльдар Рязанов узнает много нового о кино и режиссуре. Постепенно он понимает, что создавать новые картины – это удивительная и очень сложная работа, которой он хотел бы заниматься всю жизнь. На момент окончания института он уже попробовал себя в качестве режиссера, в результате чего одногруппники и педагоги могли увидеть такие короткометражные картины, как «Они учатся в Москве» и «Остров Сахалин».
По окончании учебы в институте Рязанова приглашают в Центральную студию документальных фильмов, где он начинает работу над собственными проектами под руководством многих известных режиссеров того времени. Так, на экраны выходят короткометражки «Дорога имени Октября» (1951), «Твои книжки» (1953), «На первенство мира по шахматам» (1954), в которых Эльдар Рязанов сотрудничает с такими режиссерами, как Катанян, Фомина, Дербышева и т.д.
С 1955 года начинают выходить на экран первые полнометражные фильмы, снятые Эльдаром Рязановым. Дебютной лентой становится фильм-ревью «Весенние голоса», который Эльдар снимает вместе с Гуровым. После успеха и положительных отзывов многочисленных кинокритиков, Рязанова в буквальном смысле заставляют снять еще один фильм под названием «Карнавальная ночь», который в будущем станет визитной карточкой режиссера и принесет ему мировую известность.
После этого выходят кинофильмы «Девушка без адресата» (1957), «Как создавался Робинзон» (1961), «Гусарская баллада» (1962), «Человек ниоткуда» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и многие другие. Большинство картин отмечены кинокритиками, как мастерские и гениальные творения, а сам Эльдар Рязанов является кумиром и примером для многих начинающих режиссеров современности.
Личная жизнь Эльдара Рязанова
В 1944 году во ВГИКе Эльдар сразу приметил серьезную и строгую однокурсницу Зою Фомину, за которой пытались ухаживать многие гораздо старше его самого сокурсники. Девушка была старше на три года, но это не остановило пылкого влюбленного, писавшего ей письма и посвящавшего первые юношеские стихи.
Эльдар Рязанов и Зоя Фомина
В начале 50-х пара сочеталась законным браком, вместе выпустила одну дипломную работу на двоих, вместе сняла несколько документальных лент и вырастила единственную дочку Олю (1951 г.р.), которая позже стала киноведом. Прожив более двадцати лет вместе, Фомина и Рязанов расстались, но сохранили прекрасные отношения. В одном из писем к бывшей супруге Рязанов писал: «Расстаться с тобой – все равно что содрать с себя кожу». Зоя Фомина ушла из жизни в 1999 году. Сын Ольги и единственный внук Рязанова – Дмитрий Трояновский.
Дочь Эльдара Рязанова, Ольга (в детстве и в юности)
Место жены режиссера заняла Нина Скуйбина, редактор «Мосфильма». С ней режиссер был также знаком со времен ВГИКа. Она овдовела немногим раньше, чем Эльдар Александрович развелся с первой женой, растила сына Николая.
Вторая жена Эльдара Рязанова Нина Скуйбина
Нину называют главной музой художника. Именно живя с ней, Рязанов создал свои нетленные киношедевры. Вместе они прожили более четверти века, пока женщина не умерла в 1994 году от онкологического заболевания. Эльдар Рязанов. Линия жизни Горе едва не забрало жизнь и самого режиссера, но рядом с ним появилась журналистка и актриса Эмма Абайдулина (1941 г.р.), не позволившая ему окончательно погрузиться в депрессию. С ней Эльдар Александрович прожил до самой смерти.
Эльдар Рязанов и Эмма Абайдулина
Награды и звания
1950-е
- МКФ в Канне («Остров Сахалин», участие в программе короткометражных фильмов, 1955 год)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957 год)
- ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год
- ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958 год)
1960-е
- МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963 год)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства
- МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966 год)
- МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967 год)
- Орден Трудового Красного Знамени (1969 год)
1970-е
- Народный артист РСФСР (28 марта )
- Государственная премия СССР (1977 год) (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
- Орден Трудового Красного Знамени (1977 год)
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979 год) (за фильм «Служебный роман»)
1980-е
- ВКФ (Специальный приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983 год)
- ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983 год)
- Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984)
- Народный артист СССР (25 июля 1984 года)
- МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985 года)
- Орден Дружбы народов (1987 год)
- К шестидесятилетию со дня рождения Эльдара Рязанова астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 1 сентября 1987 г. астероид (4258) Ryazanov.
1990-е
- Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
- Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
- МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992 год)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры
- Премия «ТЭФИ» (Специальный приз, 1997 год)
- Благодарность Президента Российской Федерации (18 ноября 1997 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и в связи с 70-летием
- Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998 год)
- Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999 год)
2000-е
- Благодарность Президента Российской Федерации (5 мая 2000 года) — за большие заслуги в развитии киноискусства и в связи с 50-летием творческой деятельности
- КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000 год)
- ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза», за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000 год)
- Почётный доктор СПбГУП (с 2000 года)
- КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001 год)
- КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
- КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
- ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003 год)
- Царскосельская художественная премия (2005 год)
- Премия «Триумф» (2006 год)
- Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год
- КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
- КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007 год)
- РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007 год)
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 7 ноября 2007 года) — за заслуги в развитии отечественного киноискусства, большой вклад в культурную жизнь столицы и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год)
- Орден Чести (Грузия, 2008 год)
- 17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Фёдоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008 год)
- Национальная премия «Россиянин года» (2008 год)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
2010-е
- Почетный гражданин Самары (2012 год)
- Почётный знак Губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской» (Самарская область, 8 ноября 2012 года) — за значительный вклад в развитие культуры в Самарской области
- Орден Искусств и литературы (Франция)
- Российская премия Л. Э. Нобеля
- Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Небеса обетованные
После смерти Владимира его вдова Нина гнала от себя мысли, что в ее жизни может появиться новая любовь. Полностью отдавала себя воспитанию сына Николая. Но внезапно вспыхнувший роман с женатым Эльдаром Рязановым перевернул ее женскую судьбу.
Они поженились только в 1979-м. И Нина Григорьевна, уже на правах супруги, стала музой и поддержкой для талантливого режиссера. Она никогда не работала на фильмах Рязанова, но ее присутствие на площадке было само собой разумеющимся. Артисты не хотели приезжать на те смены, когда Скуйбина по каким-то причинам отсутствовала. Только она могла обуздать гнев Эльдара Александровича. Только у нее ловко получалось привести его в чувство, когда работа не клеилась. Только в ее присутствии он моментально выстраивал мизансцены.
Сводные брат и сестра — Дмитрий и Нина — стали друзьями. Фото из личного архива
Коля Скуйбин тоже стал кинорежиссером и даже помогал звездному отчиму снимать «Небеса обетованные».
За годы жизни с Ниной Рязанов снял свои лучшие картины: «Служебный роман», «Гараж» и конечно, «Иронию судьбы…», к созданию которой его и подтолкнула любимая жена. Их пара жила душа в душу. Они купили дачу на Пахре и дом на Валдае. Строили планы на будущее. И вдруг в октябре 1993-го медики обнаружили у Скуйбиной рак желудка. Эльдар понимал — Нина обречена, но хватался за любую соломинку, чтобы ее спасти: доставал дефицитные препараты, возил на лечение в Германию. Правда, он договорился с сыном Скуйбиной не озвучивать ей страшное заключение врачей. И она до последнего думала, что у нее обострилась язва.
Увы, чуда не произошло…
На даче в Ватутинках у Эммы и Эльдара всегда было весело. На фото вместе с супругами Олег Митяев, Лариса Голубкина, Ирина Розанова и Петр Тодоровский (2004 г.). Фото из личного архива