Биография кирилла серебренникова: «изображая жертву» и «лето», «гоголь-центр», дело «седьмой студии»

Эй, ребята, этого не было!

Но «Лето» — еще и фильм, к которому, кроме букета комплиментов, есть серьезные претензии по части истории. Не столь далекой, к слову. Живы многие участники событий, и еще не прошло 50 лет с момента ухода Цоя и Майка, чтобы можно было более или менее свободно обращаться с фактами их жизни.

В 2011 году вышел фильм «Бездельники» (режиссер Андрей Зайцев), где довольно прозрачные авторские аллюзии были деликатно придушены еще на стадии сценария. И это тот случай, когда стоит наступать на горло собственной песне, хотя бы для того, чтобы не оскорбить людей, которые стали прототипами твоего фильма. В «Бездельниках», лишенных исторического флера, зритель получил возможность интерпретировать историю по собственному усмотрению.

«Лето» Кирилла Серебренникова сделано потрясающе, в первую очередь с точки зрения формы. Лавстори, история создания группы «Кино», история знакомства Майка и Цоя, создание и запись первого альбома — все увязано безупречно. Черно-белая псевдодокументальность только добавляет стиля изображению. Графика, нарочито примитивная, вызывающая ощущение сделанной на коленке — отдельная тема.

В действие органично вплетены музыкальные клипы, которые можно показывать даже вырванными из контекста, и они будут иметь абсолютный успех. Скептик, нет, не кинокритик, а герой фильма, он же — проводник зрителя по сюжету, появляется в фильме множество раз. Он задает вопросы, вступает с героями в спор, может обратиться к зрителю, глядя прямо в камеру, он провоцирует невозможные ситуации и сам же потом сообщает: «Этого не было». Эй, ребята — не было!

Под большим вопросом не шедевральные, динамичные, мастерски сделанные куски, а основная история фильма. В титрах указано, что фильм снят по мотивам воспоминаний Натальи Науменко, и в фильме все передано почти дословно — фразы, ситуации, чувства героев. Но текст воспоминаний настолько личный, что сейчас его читать немного неловко, а наблюдать на экране — неловко вдвойне.

Недаром гражданская жена Виктора Цоя — Наталья Разлогова, — они были вместе два последних года, молчит, как пленный партизан, изредка отделываясь общими фразами. «Мысль изреченная — есть ложь», а уж перенесенная на экран — тем более. Стоит, наверное, все-таки прислушаться к словам Артемия Троицкого: «Главная история, главная коллизия этого фильма — это любовный треугольник, которого на самом деле не было», или же «он существовал только, может быть, отчасти в чьем-то воображении». Мягко так, чтобы никого не обидеть.

Тем более, что ни подтвердить, ни опровергнуть описанное в воспоминаниях и снятое в кино теперь уже некому. В 1990 году ушел Цой, следом, через год — Майк, всего несколько лет назад умерла от рака Марьяна, с которой Цой честно расстался, но так и не развелся. Можно только догадываться о реакции Марьяны Цой на это кино, если бы она дожила и если бы позволила его снять. Деятельная, пробивная, влюбленная без оглядки и компромиссов, какой и должна быть «охраняющая ведьма» музыкальной группы. Расчетливой, циничной, с холодным взглядом, как она показана в фильме — точно не была.

Бросать

  • Тео Ю в качестве Виктор Цой (Кино певец)
  • Роман Билык (Звери вокалист) как Майк Науменко (Зоопарк певец)
  • Ирина Старшенбаум в роли Натальи Науменко
  • Филипп Авдеев как Леонид
  • Александр Горчилин как панк
  • Юлия Ауг как Анна Александровна
  • Никита Ефремов как Боб
  • Георгий Кудренко
  • Александра Ревенко
  • Никита Еленев
  • Антон Адасинский как собственник квартиры
  • Лия Ахеджакова как собственник квартиры
  • Елена Коренева как женщина в красном
  • Александр Баширов как злой человек в поезде
  • Сева Новгородцев как антиквар
  • Василий Михайлов как Иша
  • Александр Кузнецов как скептик
  • Андрей Ходорченков в качестве Артемий Троицкий

Фильм представляет российское кино в основном конкурсе

На Каннском кинофестивале представили «Лето» — фильм о начале творческого пути Виктора Цоя и его взаимоотношениях с Майком Науменко. Критики сошлись во мнении, что картину можно считать достижением Серебренникова — это его самый чувственный, атмосферный и трогательный фильм. В прокат «Лето» выйдет 7 июня.

«Лето» Кирилла Серебренникова показали в Каннах. Отзывы критиков

АНДРЕЙ ПЛАХОВ («КОММЕРСАНТ»)

Кириллу Серебренникову уже выкатили претензии (и наверняка выкатят еще) по части пунктуальной достоверности образов и событий предперестроечных 1980-х. Среди недовольных — такой авторитет, как Борис Гребенщиков; он тоже фигурирует в этом фильме, но роль ему отведена скромная — всего лишь продюсера Цоя, поддержавшего его на определенном этапе. Когда имеешь дело с легендой, протагонисты которой еще живы, а фаны придирчивы и активны, невозможно удовлетворить всех. Серебренников и не пытается, вводя героя-комментатора, который несколько раз появляется, чтобы сообщить: этого на самом деле не было!»

ВАЛЕРИЙ КИЧИН («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»)

Хотя в картине действуют реальные, к тому же культовые фигуры русского рока, это ни в коем случае не байопик — это авторское ощущение неповторимых 80-х с их надеждами и ожиданием перемен, фильм о самых драгоценных из человеческих чувств — чувствах свободы и любви».

АНТОН ДОЛИН (MEDUZA)

Определенно лучший фильм Кирилла Серебренникова адекватно отражает уникальную многофункциональность своего автора. Это и постмодернистская рок-опера, и ностальгический реквием по поколению последних русских дворников и сторожей, и атмосферная история любви, нежно снятая в преобладающей черно-белой гамме Владом Опельянцем. Кажется, Серебренников наконец преодолел в кино свою тягу к театральности».

СТАС ТЫРКИН («КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»)

Для Серебренникова, в спектаклях которого все чаще возникает тема «лишних людей», Науменко — классический представитель этой вечной российской породы, угодивший в очередной «период» безвременья, запертый в нем словно между двух стен — без надежды вырваться и без особого ожидания «перемен».
Фрагмент из фильма «Лето»

ЛАРИСА МАЛЮКОВА («НОВАЯ ГАЗЕТА»)

Кино непредсказуемое. Беззаботное. И драматичное. Лучшее в нем — воздух времени. Кажется, этой взвесью можно дышать. Кино про то, как в эпоху безгласности, когда всенародные песни о главном под хор «одобрямса» пела цензура и идеология, выпрастывалась свобода и рождалась музыка «других берегов».

ЕЛИЗАВЕТА СУРГАНОВА («КИНОПОИСК»)

Несмотря на то, что в России фильм воспринимается в первую очередь как картина о Цое, главным персонажем в ней все же оказался именно Майк Науменко, и в не меньшей степени его жена Наташа. Ирине Старшенбаум, известной широкой аудитории по фильму «Притяжение», очень естественно далась роль девушки, которая несмотря на внешнее спокойствие, переживает тяжелую драму и мечется между двумя очень яркими людьми».

ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ («СЕАНС»)

Фильм Серебренникова многим обязан открытой контрастной широкоформатной картинке Влада Опельянца, который избавил кадр от любых границ. Это Ленинград с фотографий Бориса Смелова, но лишенный меланхолической поволоки. Город-курорт с вечными белыми ночами и фактурными тенями. Наверно, именно таким он предстает приезжающим на майские праздники москвичам».

Кадр из фильма «Лето» Серебренникова

Новинка

Художественные фильмы

Лето (2018)

Режиссер: Кирилл СеребренниковАктеры: Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Тео Ю, Филипп Авдеев, Евгений Серзин, Александр Горчилин, Василий Михайлов, Александр Кузнецов, Никита Ефремов, Герман Осипов, Валентин Тарасов, Дмитрий Жук, Семён Серзин, Ирина Теплоухова, Марина Маныч, Ксения Плюснина, Алексей Фокин, Евгений Григорьев, Георгий Кудренко, Никита Еленев

В начале 80-х в Советском союзе зарождается новое направление в музыке-русский рок. В Ленинграде работает рок-клуб, в котором лидирующее место занимает группа «Зоопарк» и ее солист Майк Науменко.

Однажды на пляж приезжают начинающие музыканты Виктор и Леонид. Там же Майк с женой Наташей и друзьями пели песни под гитару. Витя пишет сам песни, но пока не удается собрать группу в полном составе. Он показывает песни Науменко, чтобы тот сказал могут ли его песни обрести популярность.

Витя с Лёней поют несколько песен, и ответ положительный. Науменко берет над ними шефство и придумывает название группы. Так же он уговаривает руководство клуба взять их в клуб и музыканты готовятся к первому выступлению.

Цой (2020)

Режиссер: Алексей УчительАктеры: Евгений Цыганов, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Надежда Калеганова, Илья Дель, Игорь Верник, Мария Пересильд, Инга Тропа, Артурс Скрастиньш, Виталий Коваленко

15 августа 1990 год. Утро. Павел Шелест ехал на автобусе, не предполагая что ждёт впереди. В то же утро Виктор Цой возвращался с рыбалки на своем «Москвиче». На трассе Слока-Талси машина столкнулась с автобусом. Цой погибает мгновенно.

Павел не подозревает, что погиб знаменитый человек, легенда рока. Он ни когда не слышал ни его песен, не то что он был лидером группы «Кино». С этого момента жизнь Павла кардинально меняется. Хотя виновным признали звезду, но на Павла обрушивается шквал черного пиара.

Также он вез гроб погибшего из Риги до Ленинграда. Его сопровождали друзья и знакомые, вдова Марианна. И в каждом городе ему отдавали любовь поклонники, но как тяжело было при этом Павлу.

Суд

Суд по делу Кирилла Серебренникова состоялся 26 июня 2020 года. Поддержать фигурантов дела пришли Юлия Пересильд, Влад Лисовец, Юлия Паршута, Дмитрий Быков, Марк Тишман, Оксимирон, Рома Зверь и многие другие звезды. По подсчетам некоторых СМИ, всего около здания суда в этот день собралось порядка 400 человек.

Серебренникова приговорили к трем годам условно и трем годам испытательного срока. В течение этого времени ему запрещено было менять место жительства. Кроме того, режиссеру надлежало выплатить штраф в размере 800 тыс. руб. Еще один штраф — 129 млн руб. по иску Минкультуры — стал общим для Кирилла Семеновича, а также Юрия Итина и Алексея Малобродского. Четвертой фигурантке, Софье Апфельбаум, также назначили штраф, однако суд освободил ее от уплаты суммы за истечением срока давности.

Уголовное дело

В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла Семеновича были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.

Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские деятели культуры Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Саймон Макберни, Софи Калле. Кроме того, скандалом обернулся отказ Дженнифер Лоуренс по политическим причинам общаться с российскими журналистами. Сама актриса не комментировала эту ситуацию, но публика предполагает, что одной из причин стал арест ростовского режиссера.

Без участия Серебренникова в Большом театре состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по А. С. Пушкину. За последнюю постановщик получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Кирилл Семенович на время похорон был освобожден из-под стражи.

Кирилл Серебренников и Евгений Миронов / Фото: Global Look Press

Затем стало известно, что картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы Серебренников проводил, будучи уже под домашним арестом.

Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.

За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб. Выдвинутые против себя обвинения Кирилл Семенович в интервью называл фарсом, абсурдом и беззаконием.

Хотя представители следствия утверждали, что Серебренников может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.

Личная жизнь

Пользователи Сети нередко выдвигают сомнения относительно традиционной сексуальной ориентации Кирилла, хотя никаких доказывающих фактов не представляют. Сам постановщик не комментирует эту информацию, но в интервью 2020 года заявил, что как представитель театрального сообщества защищает движение ЛГБТ по причине того, что деятели искусства всегда встают на сторону малых незащищенных групп.

Знаменитость не ест мясо, потому что жалеет животных. В свободное от работы время с удовольствием занимается йогой. А еще Серебренников шопоголик — из каждой поездки привозит новую одежду.

В чем упрекают Майка и авторский диктат

Кризис Майка, через который проходят все творческие личности, и не раз (и не два) — прямое подтверждение тому, что поиск этот не прекращался. Авторы устами Скептика предъявляют Майку его «мелкотемье», нежелание писать о переменах. В тот момент Виктор Цой еще не написал «Перемен, мы ждем перемен!», но они подразумеваются, и в этом контексте еще обиднее за Майка.

В чем его упрекают авторы? В трусости или в недалекости? Не видел необходимость перемен или не хотел подставляться? Серьезное обвинение, особенно для людей, которые прошли свое творческое становление совсем в другое время. Близкое по датам, но совсем другое по содержанию.

Довольно скоро становится понятно, что Скептик — это собирательный образ авторов фильма, их точка зрения на события. И, поскольку эта точка зрения очень четко транслируется, то возникает вопрос — где заканчивается самовыражение автора и где, в какой момент — начинается авторский диктат? Послушаем авторов.

У фильма три сценариста: Михаил и Лили Идовы и Иван Капитонов.

Лили говорит в интервью сайту «Кинопоиск», что фильм — о людях, которые пытаются «своим нонконформизмом, своей музыкой отодвинуть ужас политической системы, изо всех сил стараются не замечать, где они живут и как близко от них стоят решетки. Зритель их периодически видит, но сами герои ходят зашоренные».

Где-то на «загнивающем Западе» — пожалуйста, от ничем не ограниченной свободы творчества можно было легко впасть в «Нирвану». Да где угодно, но только не у нас в начале 90-х. Это было культовое, притягательное, но латентно опасное место, и попадали сюда только люди, которым больше некуда было податься со своими песнями.

Музыкант — это врожденное заболевание, если хотите. Не их вина и не их достоинство, что это качество трудно совместимо с государственной машиной, — данность, конфликт поэта и государства в чистом виде. Кому, если не Кириллу Серебренникову, об этом не знать, хотя куда сильнее досталось все-таки директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому.

О решетках и прочих ограничениях питерские (и не только питерские) музыканты знали много больше, чем законопослушные пионеры, комсомольцы и ударники соцтруда. Хотя бы просто потому, что чаще бывали в «обезьяннике», да и в армию музыкантов забривали не под общую гребенку, а с особым садистским удовольствием. И ничего неожиданного в этом не было, жизнь состояла из необходимости обходить препятствия, продираться через них. Кто-то преуспел, кто-то — нет.

Рок-музыка не была тихой заводью и способом спрятаться от действительности, она была школой выживания и резервацией в самом жестком смысле этого слова. В рок-музыке конца 80-х — начала 90-х оставались только те, кто не мог иначе существовать.

Сценарист Михаил Идов в том же интервью говорит, что история группы «Кино» «у каждого своя», что она «не нивелирует ни в коем случае миллион альтернативных Цоев, которые живут в голове каждого фаната. Это просто история, которая оказалась рассказанной». Но сейчас выросло поколение молодых, которые пойдут в кино и будут знать только эту версию событий. Никто не станет разбираться в нюансах и подробностях, они просто примут все на веру и пойдут дальше, считая Майка бесхребетным, Цоя — непорядочным, а людей, которые натерпелись от государства едва ли не больше, чем остальные свободные художники — любителями расслабиться в маргинальном закутке.

И все-таки не хочется о плохом. Фильм состоялся, он светлый, атмосферный, ностальгический. В нем много правильной музыки, он роскошно снят и грамотно смонтирован. Будем надеяться, что это «Лето» поможет нынешним 19-летним понять нас, побитых молью и жизнью, и правильно расставить все акценты.

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Кирилл Серебренников сейчас

В марте 2022-го был отменен условный срок Серебренникова в связи с отбыванием половины наказания, выплатой штрафа и компенсации ущерба. Кирилл Семенович возместил государству причиненный вред.

Столичный Хамовнический суд снял судимость с постановщика по делу «Седьмой студии». В сообщении судьи Д. И. Мищенко было сказано, что все заявленные требования удовлетворены. На результат повлияло еще и то, что Серебренников не допускал никаких нарушений за период отбывания наказания.

Будучи судимым, Кирилл Семенович не переставал работать над новыми проектами. Сейчас он сотрудничает с театром Гамбурга Thalia Theater. В начале 2022 года режиссер выпустил спектакль «Черный монах». Эта постановка анонсирована в программе Авиньонского фестиваля. Это не первое появление россиянина во Франции, ранее на международном конкурсе были представлены его спектакли «Идиоты», «Мертвые души» и Outside.

Лохматые, счастливые и по-хорошему наглые

Против выбора Ромы Зверя на роль Майка до выхода фильма не выступил только ленивый. Первое появление в кадре — разминка, страшно было ждать, когда он снимет очки, потому что глаза выдают актера с ходу. Можно по разному относиться к музыкальному творчеству Ромы Зверя, но — расслабьтесь — актер Рома Билык сыграл как надо. Точно, без нажима, с той фирменной майковской расслабленностью, которая — совсем наоборот — полная собранность и цельность. В финале — камео — юный Рома Зверь восторженно смотрит на Цоя из первых рядов, сделано грамотно — зачет.

Тео Ю долго учил артикуляцию русских слов, но в итоге озвучил его Денис Клявер из группы «Чай вдвоем». Пластика, мимика — все до боли узнаваемо и срабатывает, если не считать натяжек, связанных со сценарием. Когда на экране появился Борис Гребенщиков, то возникло желание протереть глаза, и только при ярком свете, в сцене на крыше Никита Ефремов проступил сквозь канонический образ молодого БГ. Лохматые, счастливые, по-хорошему наглые, родные — солнечный привет из юности, как тут не поностальгировать.

Панк (Александр Горчилин) — важный образ этого фильма, и не потому, что именно он привел Цоя к Майку. В этом персонаже собрано все самое безбашенное и саднящее, что мешает рок-музыкантам жить, как все люди живут. Это его бьют в вагоне электрички, это он оказывается рядом, когда надо разрядить обстановку, кого-то выручить, затанцевать старушку, напиться вусмерть за всех, кому еще хуже, потому что нечем залить.

Сцена, в которой после вечеринки Панк вышагивает по ту сторону экрана (читай — в окно), а потом заходит в море, пока не исчезает в волнах, считывается как реквием по всем, кто «вышагнул» — страшно и безвозвратно задохнулся в той действительности. СашБаш, Янка, Венечка Ерофеев, у каждого — свой список.

Юлия Ауг — у ее героини Анны Александровны в реальности было прозвище — «охраняющая ведьма». К музыкантам она была строга, но рок-клуб существовал во многом благодаря ее умению разговаривать с номенклатурой. Своих подопечных она защищала отчаянно и хитро, как тигрица — выводок, и Юлия Ауг передала все очень близко.

Кастинг фильма — одни сплошные плюсы: Наталья Науменко — Ирина Старшенбаум, Александра Ревенко в роли Марьяны, Александр Баширов в дежурной роли пьяного люмпена (большой привет от «Ассы»), Лия Ахеджакова, Елена Коренева, Антон Адасинский, Василий Михайлов, Сева Новгородцев.

Отдельные респекты — оператору Владиславу Опельянцу и тем, кто занимался саундтреком. Кроме музыки группы «Кино» и других российских рок-групп в нем использованы треки: Psycho Killer (Talking Heads), The Passenger (Игги Поп) и Perfect Day Лу Рида. Оригинальную музыку для фильма написали музыканты группы «Звери» Рома Зверь и Герман Осипов.

«Лето» — атмосферное кино. Без питерских коммуналок, где все живут одной семьей, без крыш, «маркизовой лужи» с корявым сосняком на берегу, без жутких, переживших революцию и блокаду питерских дворов, «бутылочки», стены с винилами, рассохшихся оконных рам, лестничных пролетов, в которые так и хочется сигануть — не было бы фильма. И респекты всем, кто участвовал в массовках и их разводил — такой филигранной работы еще поискать.

Прием

Критический ответ

Агрегатор рецензий Allocine дал фильму оценку 4,4 из 5, благодаря многочисленным каналам, фильм вошел в число лучших мировых фильмов 2018 года.

На англоязычном агрегаторе обзоров Гнилые помидоры, фильм имеет рейтинг одобрения 79% на основе 61 отзыва со средней оценкой 7,20 / 10.Metacritic дает фильму средневзвешенную оценку 69 из 100 на основании 17 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы».

Музыкальное сообщество

15 февраля 2018 года фильм раскритиковал музыкант. Борис Гребенщиков, посчитавшего сценарий фильма «ложью от начала до конца».

Алексей Рыбин, один из основателей Кино, раскритиковал сценарий и запретил использование своего изображения в фильме. Фильм подвергся резкой критике со стороны музыкального продюсера. Андрей Тропилло, который охарактеризовал режиссера Серебренникова как «человека, чуждого рок-культуре и ничего не знающего о ней». Музыкальный критик Артемий Троицкий согласились, что сценарий «вызывает большие сомнения», но призвали людей дождаться готового фильма.

Театр

Дебютный спектакль в профессиональном театре Серебренников поставил в «Ангажементе» в 1990 году. С этим театром Кирилл сотрудничал пять лет. Постановки воспринимались неоднозначно. В 1995-м «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра местные мэтры раскритиковали, не оставив камня на камне. Прошло время, и многие изменили мнение — гордятся, что когда-то работали с Кириллом.

В один момент режиссер понял, что нужно переезжать в Москву. Два года после этого он работал на телевидении. Вместе с Аллой Демидовой в молодости создал телепроект «Темные аллеи» для канала «Культура». Спустя время он вновь появился в кадре, на этот раз на телеканале ТВ-3 в авторской передаче «Другое кино», а затем на СТС выступил телеведущим ток-шоу «Детали».

Старт карьере в столице дал спектакль «Пластилин», который Кирилл поставил в Центре драматургии и режиссуры. Пьесу Василия Сигарева, ученика уральского драматурга Николая Коляды, никто из режиссеров ставить не хотел. В одном из интервью Серебренников сказал, что после прочтения пьесы понял: играть ее нужно иначе.

Он рисковал, потому что автора «Пластилина» никто в Москве не знал, новая русская драма была не в моде. Спектакль полгода не принимали, критика лилась со всех сторон. Журналисты разносили его в СМИ, зрители уходили, не досмотрев до конца. Но в какой-то момент все изменилось, и народ пошел в театр. Сегодня «Пластилин» называют культовой постановкой, общественным прорывом.

С возрастающим интересом к спектаклю росло и признание Серебренникова. Олег Табаков пригласил его во МХАТ им. А. П. Чехова, где режиссер поставил спектакли «Терроризм», «Изображая жертву», «Трехгрошовая опера».

В 2005 году в «Современнике» состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», созданной по мотивам романа Михаила Кононова. Главная роль досталась Чулпан Хаматовой, ее режиссер назвал национальным достоянием.

В 2012 году Кирилл Семенович стал художественным руководителем Театра им. Н. В. Гоголя, переименовав его в «Гоголь-центр», а в 2015-м возглавил его. Каждая премьера постановщика становилась сенсацией в театральных кругах.

В конце 2016 года в «Гоголь-центре» состоялся показ новой постановки Серебренникова «Похороны Сталина». Таким образом режиссер напомнил, что в день прощания с «вождем народов», который закончился смертельной давкой, мир попрощался с другим человеком — композитором Сергеем Прокофьевым, к которому пришло гораздо меньше людей.

Еще одна постановка на политическую тему, «Машина Мюллер», была названа самым откровенным спектаклем режиссера на тему тоталитаризма нормы.

Кирилл Серебренников — обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», премии им. К. С. Станиславского. В 2008 году режиссера пригласили в преподавательский состав Школы-студии МХАТ, где Кирилл Семенович набрал курс. Выпускники попали в труппу «Седьмой студии», а затем в основной актерский состав «Гоголь-центра».

Быть просто режиссером и преподавателем Серебренникову мало. Вместе с коллегами Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским он запустил фестиваль «Территория». В 2011 году основал проект «Платформа» в ЦСИ «Винзавод».

Несмотря на то что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами. В сентябре 2019 года Кирилл Семенович получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года».

Единственное, что помешало ему в реализации планов, — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.

А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл Семенович покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Несмотря на открытое письмо Ассоциации театральных критиков к министру правительства Москвы с просьбой оставить место за Серебренниковым, тем самым сохранив авторский театр, новым худруком коллектива стал актер Алексей Агранович. Тогда же стало известно, что режиссер закрыл «Седьмую студию».

Кому на Руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо»

“Кому на Руси жить хорошо” по поэме Николая Некрасова — премьера прошлого сезона, исследующая вопросы потерявшегося русского счастья. В одном спектакле удивительным образом соединились совсем разные жанры: здесь и стильная европейская режиссура с видеокамерами, и грубоватая политическая сатира, и талантливая опера, и физический театр, и актерская импровизация в зрительном зале, и добрая «русская школа» с переживаниями, и даже дефиле русских костюмов.

Над поэмой Некрасова Кирилл Серебренников начал работать больше года назад: в компании своих коллег актеров он путешествовал по Ярославской области. Актеры общались с местными жителями, брали у них интервью, ходили по музеям и готовили отрывки из поэмы. Своего рода продолжением и дополнением к «Кому на Руси жить хорошо» стали иммерсивные «Русские сказки» по сочинениям из собрания Афанасьева, которые тоже идут в «Гоголь-центре». Это своеобразная дилогия. Кирилл Серебренников называет соседство Некрасова и Афанасьева вполне органичным, так как несмотря на все различия, у двух авторов есть одно общее — безусловная любовь и интерес к русским людям и к родине.
Поэма Некрасова, написанная уже после отмены крепостного права, задается вопросами свободы и рабства. «Кому на Руси жить хорошо» — о невозможности обретения свободы, удобстве традиционного уклада и главное — о счастье. «Сказки», наоборот, — это пространство, где русский человек абсолютно свободен и словом, и телом. Поэтический язык Некрасова оказался на удивление гибким: стихи по воле режиссера стали звучать и как обыденная речь, и как оратория, и даже как хип-хоп.

«Кому на Руси жить хорошо» — один из самых впечатляющих спектаклей «Гоголь-центра» и совершенно точно большая победа Серебренникова в должности художественного руководителя театра.

«Гоголь-центр» — это территория, где дух бунтарства пропитан огромной любовью к театру, а ощущение абсолютной свободы сталкивается с объективной реальностью. В репертуаре «Гоголь-центра» множество спектаклей на социальные темы. Есть и совсем скандальные (чего стоит премьера прошлого сезона «Машина Мюллер»).

По словам Серебренникова, театр занимается контрпропагандой, то есть именно тем, что сегодня должен делать любой честный театр. В пропагандистских СМИ человек расценивается как объект зомбирования. В «Гоголь-центре» человек расценивается как личность, с которым ведется персональный разговор. В контексте столичной театральной жизни феномен «Гоголь-центра» и вовсе уникален: театру Кирилла Серебренникова за считанные месяцы удалось стать местом, способным не столько сообщить культурный опыт зрителям, но и обрести собственную социокультурную идентичность.

Детство и юность

Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, долгие годы он был доцентом кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.

Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».

Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.

Кирилл Серебренников в молодости / @kirillserebrennikov

В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.

В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.

После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.

Документальные фильмы

Последний герой (1992)

Документальный фильм «Последний герой» был снят в память Виктора Цоя, который погиб в автомобильной катастрофе. В этом фильме воспоминания друзей, родственников, коллег и поклонников. Виктор Цой был лидером группы «Кино», которую он сам собрал.

В фильм так же вошли кадры с концертов Цоя и из фильмов. Он был многогранной личностью. Не только писал песни и выступал, а также был прекрасным артистом. Снялся в нескольких фильмах, таких как «Игла», «Асса», «Конец каникул».

Работа над этим фильмом началась ещё при жизни Виктора, но дорабатывали уже после его смерти. Первоначальный вариант фильма пересмотрели и на экран вышел фильм с большими поправками.

Солнечные дни (1996)

Фильм рассказывает о творчестве Виктора Цоя и группы «Кино». О том с чего и как зарождалась эта группа. Как к ним приходила знаменитость. Кто первый из рок-музыкантов услышал их песни и помог им устроиться в рок-клуб.

Фильм снимался спустя шесть лет после автокатастрофы, в которой погиб певец. В фильме звучат несколько песен, а также кадры из разных фильмов и любительские съёмки.

Тем кто ни чего не знал про Виктора Цоя, этот фильм послужит отправной точкой для познания жизни и творчества Виктора Цоя и группы «Кино».

Жизнь как кино (2005)

15 августа 1990 года. Жаркий полдень. Раскалённая трасса соединяющая два города Слока и Толсы. По ней едут навстречу друг другу автобус «Икарус» и автомобиль «Москвич».

Автомобиль с визгом вылетает из поворота и врезается в автобус. Певец гибнет на мгновенно. Поклонники о гибели Цоя узнают по радио. С этой новостью миллионы теряют смысл жизни. Начинаются самоубийства.

Цой был для них богом, без него жизнь бессмысленна. Но по прошествии шестнадцать лет фанаты все также дежурят на его могиле, поют его песни и для них остаётся все таким же героем.

Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут (2008)

Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут. Это серия документальных фильмов состоящая из трёх серий, снятых бывшим участником группы»Звуки Му», Александром Липницким.

В фильмах рассказывается об истории русского рока, по биографическим сведениям героев, атмосферы в которой они жили и творили. О нищете коммуналок и очарование квартирников, на которых выступал Цой.

Русский рок без прикрас. Вся жизнь музыкантов в те времена. В фильме использованы архивные записи, которые раньше не входили ни в какие фильмы.

Последний герой: Двадцать лет спустя (2009)

Виктор Цой был советским исполнителем рока, талантливой и культовой фигурой. На песнях этого музыканта выросло не одно поколение, а память о его творчестве продолжает находить отклик в сердцах фанатов, в слогане «Цой жив».

В фильме использованы фрагменты концертов, любительских съёмок. Также интервью с родными, друзьями и его личные интервью. Впечатления поклонников не только тех, кто знаком с его творчеством давно, но и впервые услышавших его песни.

Первым песни Цоя услышал Майк Науменко на пляже, куда Цой пришел со своими друзьями. Потом они выступали на квартирниках, в электричках, где их и заметил Борис Гребенщиков. С его помощью образовалась группа » Кино».

Фильмы с Виктором Цоем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный час
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: