Фильмы
В 1967 году Елена Санаева первый раз попала в кино. Это была военная лента «Генерал Рахимов», за которой последовали драма «По Руси» и экранизация рассказов Антона Чехова «Главный свидетель». Там в новелле «Дума» девушка исполнила главную роль подсудимой вдовы Каплунцевой.
Елена Санаева в фильме «Приключения Буратино»
В этом фильме на Елену обратил внимание режиссер Василий Шукшин и пригласил в киноальманах «Странные люди». Интересно, что в этой картине Санаева сыграла в дуэте с родным отцом, перенеся родственные отношения на экран. Позднее они вновь появлялись в паре у Шукшина в лирической комедии «Печки-лавочки»
Вскоре последовали роли в приключенческом фильме «За облаками – небо» и военном «На ясный огонь»
Позднее они вновь появлялись в паре у Шукшина в лирической комедии «Печки-лавочки». Вскоре последовали роли в приключенческом фильме «За облаками – небо» и военном «На ясный огонь».
Творческая биография актрисы развивалась по счастливому сценарию, режиссеры все чаще видели Елену в образе главных героинь, но все перевернул фильм-сказка «Приключения Буратино», принесший актрисе всесоюзную славу. Роль Лисы Алисы вошла в историю советского кинематографа, но на долгое время вогнала Санаеву в образ комедийной характерной актрисы. Артистку зовут и на небольшие, но яркие роли в сказки «Честное волшебное» и «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», и в комедии «По улицам комод водили…» и «Куда исчез Фоменко?».
Елена Санаева в фильме «Чучело»
В 1977 году Ролан Быков задействовал актрису в экранизации произведения Николая Гоголя «Нос», где сам сыграл главную роль, а Елена Санаева предстает в образе дочери Подточиной. Фильм стал первой «взрослой» кинокартиной Ролана Быкова, до этого режиссер работал в основном над детскими сказками. Спустя два года оба актера предстали в главных ролях в музыкальном фильме «Жил-был настройщик». В 1980 году артистка снялась в образе заведующей фабрики детских игрушек в комедии «Амнистия». Действие фильма проходит в окружении надувных крокодилов и плюшевых мишек.
Вернул Елену Санаеву к серьезным сценариям Ролан Быков в 1983 году. Режиссер начал снимать подростковую социальную драму «Чучело», где дал актрисе возможность безупречно передать характер классной руководительницы взбунтовавшегося класса.
Елена Санаева в фильме «Медсестра»
Помимо Санаевой, в фильме блестяще исполнили роли Юрий Никулин и совсем юная Кристина Орбакайте. Одновременно Елену Всеволодовну пригласили на съемочную площадку детектива «Тайна «Черных дроздов» по роману Агаты Кристи. Санаева одинаково хорошо преображалась и в актрис народного театра в фильме «Искренне Ваш», исполняющих роль Бабы-Яги, и в председателя суда в кинокартине «Подсудимый», и в торговку пельменями в драме «Без солнца». Главную роль артистка получила в трагикомедии «Оно», где, помимо нее, сыграли Наталья Гундарева, Светлана Крючкова. Вместе с супругом в 1995 году сыграла в детском фильме «Русский паровоз».
В XXI веке Санаева продолжила сниматься, в том числе и в главных ролях. Частью фильмографии актрисы становятся семейный фильм «Новая старая сказка», а также мелодрамы «Время для двоих», «Медсестра» и «Парфюмерша».
Фильмография актрисы
Как и отмечалось, Елена Санаева была и есть замечательная актриса, которая не только вживается в роль, но и прекрасно ее отыгрывает. Поэтому ее часто приглашали сниматься в кино, большая часть которого вышла еще во времена Советского Союза.
Так давайте узнаем, в каких фильмах снималась Елена. Мы выбрали только самые известные и наиболее узнаваемые, список предоставлен ниже:
- «Главный свидетель».
- «Дни хирурга Мишкина», где играет Таисью.
- «Додумался, поздравляю!» Сыграла роль случайной попутчицы.
- «Нос», взялась за игру дочери Подточиной.
- «Искушение» – отыгрывает второстепенную героиню Лену.
- «По улицам комод водили» – обычная пассажирка.
- «Жил-был настройщик» – опять же, играет Лену.
- «Русский паровоз».
- «Новая старая сказка» – это относительно новый фильм, где Елена играет Бабу-Ягу.
- «Золотая рыбка в городе N».
- «Время для двоих».
- «Парфюмерша».
- «Умник».
- «Медсестра».
- «Парфюмерша 2».
В общем, фильмография у Елены достаточно обширная, но выше представлены только самые популярные кинокартины актрисы.
Первые звоночки
Вспоминая прочувствованную еще в детстве атмосферу театра, он решился попробовать на сцене и себя. Сначала пришел слушателем в тульский театр «Серп и молот», потом сам стал играть.
Поверив в себя, мальчик загорелся идеей поступать в театральный, однако родители, привыкшие к каторжной работе, идеи ребенка восприняли в штыки и даже поскандалили с ним, когда тот собирался в столицу. Однако он все равно уехал.
Санаев поступил на театральное отделение рабфака в Москве, потом был театральный техникум, жизнь впроголодь и постоянные подработки, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Но юноша строго следовал выбранной однажды дороге. После техникума он поступил в ГИТИС, и лишь после этого начал выходить на подмостки в театре Моссовета.
Режиссёрские работы и сценарии
В начале шестидесятых Быкову нестерпимо захотелось занять режиссёрское кресло. О намерении он поделился с некоторыми из своих друзей, и те одобрили его решение. Ролан Антонович решился дозвониться до мэтра режиссёрского цеха Михаила Ромма и поведать о замыслах. Тот внимательно выслушал рассказ молодого человека. Собеседники позже встретились. Маститый деятель во время общения решил, что перед ним либо оптимист, либо сумасшедший. Тем не менее, Михаил Ильич морально поддержал напористого паренька в его начинаниях.
В 1962 году на экраны страны вышел дебютный фильм Быкова «Семь нянек». Про этот великолепный фильм о перевоспитании трудного подростка группой молодых людей с часового завода ни в коем случае не скажешь «первый блин комом». Получилась добротная, классная работа, при просмотре которой создавалось впечатление, что её снял опытный постановщик.
Так Быков нашёл свою нишу – снимать кино для детей и подростков.
Через год на суд телезрителей явилась новая работа Быкова (совместно с Никитой Орловым) «Пропало лето». В ленте рассказывалось о том, как два приятеля отправились на летних каникулах в гости к тёткам одного из них, которые своего племянника никогда не видели. Ребята этим и воспользовались. Родственник отправился в экспедицию, а его товарищ-недотёпа предстал перед родными друга…
Настоящий шедевр был снят Быковым в 1966-м под названием «Айболит 66». Это была экранизация стихотворной сказки Чуковского, в которой сам режиссёр повторно изобразил Бармалея.
Через четыре года вышла картина «Внимание, черепаха!» про живой уголок первоклассников и своеобразные опыты детишек над черепахой… Любопытно, что Ролан Антонович сыграл в своём фильме роль бабушки. В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос»
Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя
В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос». Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя.
Пожалуй, главным фильмом в режиссёрском наследии Быкова стала экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело» 1983 года. Для советского кино это была очень необычная работа, в ней впервые настолько остро поднимался вопрос подростковой жестокости. Сюжет фильма таков: в один из классов провинциальной школы приходит девочка по имени Лена Бессольцева. Она селится в частном доме со своим дедушкой. Шестиклассники настороженно встречают новую ученицу, за глаза посмеиваются над ней и её дедом – собирателем старинных картин. За девочкой закрепляется обидная кличка Чучело. Однажды ребята решают прогулять урок всем классом и отправиться в кино. Друзей классному руководителю выдаёт Дима Сомов – симпатичный парнишка, подружившийся с Леной. Подружка всё это слышит. В наказание весь класс лишается возможности поехать на обещанную экскурсию в Москву. Лена берёт всю вину на себя и становится изгоем. Над ней начинают издеваться почти все одноклассники. В том числе и Дима…
Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть зрителей восхищалась работой, другая возмущалась, что Быков посмел в нелицеприятном свете показать современных подростков, обнажить животрепещущие проблемы советской школы. Фильм пытались подвергнуть цензуре, но Ролан Антонович отстоял своё детище.
Последней работой Быкова в качестве постановщика стала короткометражка «Я сюда больше никогда не вернусь» – о маленькой девочке, сбежавшей из дома, в котором мать-алкоголичка избивала её.
Личный гарем
Успенский своему кумиру верил безгранично. Он отчислял Столбуну «церковную десятину» — 10 процентов от всех доходов, купил автобус для нужд коммуны. Когда в 90-х под нажимом общественности школа Столбуна была закрыта, «папа» Чебурашки устроил ему интервью с Владом Листьевым на Первой кнопке. Новый Макаренко ругал проклятых коммунистов и обличал «преступных советских психиатров». Психологическая атака помогла — уголовное дело против него о насилии над детьми развалилось.
Столбун в эфире с Александром Листьевым ругал советскую медицину. Кадр ВИД
Да-да, Виктор Давидович имел личный гарем! «Любимая» жена Наталья Карапетова родила ему семь детей, а всего отпрысков насчитывалось несколько десятков. Карапетову травили другие «жены», она даже была вынуждена перебраться в неотапливаемый дом — дети голодали и не имели доступа к медпомощи. Но Столбуну было плевать. Пришлось о них заботиться Эдуарду Успенскому.
Татьяна очень любила своего известного папу — Эдуарда Успенского, не подозревая, что он превратится в домашнего тирана. Фото Бориса Кудрявова и из личного архива
За свою преданность он жестоко поплатился. Взяв к себе на работу шофером 19-летнего сына «учителя», он фактически разрушил свою вторую семью, так как парень сошелся с его женой — Элеонорой Филиной. Яблочко от яблони…
Умер Столбун в 2003 году, его секта развалилась в 2005-м. За свои грехи перед земным законом он так и не ответил.
Михаил Васильев
#50/2020 Александр Яковлев мнение Татьяна Успенская
Карьера
В детстве Санаев снялся с Кристиной Орбакайте в фильме «Чучело» и мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных». Окончив в 1992 году ВГИК, молодой человек предпочел не продолжать актерскую карьеру, а заниматься тем, что приносило бы стабильный доход. Таким делом стали авторские переводы американских кинокартин, зачастую нелегальных.
Эта работа навела Павла на мысль о создании собственного кино. Фильм «Каунасский блюз» становится его дебютом в качестве режиссера и сценариста. В 2007 году вышла лента «Нулевой километр» о друзьях, которые переезжают из провинции в российскую столицу. В съемках поучаствовали Светлана Ходченкова, Александр Лымарев, Константин Крюков, Иван Жидков.
Прожившая непростую жизнь, познавшая смерть первенца и ужасы войны, Лидия Санаева отличалась характером сильным, склонным к деспотизму и домашнему насилию. Писатель не раз вспоминал, что чувствовал любовь бабушки, но проявления теплоты и заботы были похожи на ненависть. В этом и состоит фабула повести «Похороните меня за плинтусом»: человек многогранен, хочет дарить любовь близким, но под действием жизненных коллизий его характер сломлен, а благие намерения приобретают уродливые оттенки.
Все персонажи взяты писателем из реальной жизни, однако он настаивает на том, что не следует путать литературных героев с реальными людьми. Книгу напечатали в 2003 году, никакой специальной рекламной кампании не было, но она стала бестселлером. Сюжет перенесен на театральные подмостки, а в 2009-м осуществлена экранизация.
В произведении, переведенном на ряд европейских языков, не раскрыта роль Быкова. Желая исправить упущение, Санаев выпустил в 2013 году первую часть романа «Хроники раздолбая», воспринимаемую как продолжение повести. Сам автор ставит эту работу в отдельный ряд и не исключает, что и по ней снимет фильм.
Павел Санаев с дочерью
Боевики «На игре» и «На игре – 2. Новый уровень» поставлены режиссером по собственным сценариям, базирующимся на трудах Александра Чубарьяна. Здесь Павла интересует та грань экранного насилия, за которой зритель осознает, что герои переступили некую условную черту и перестали отличать живых людей от графических моделей в играх.
В 2017 году на официальном сайте писатель сообщил, что готовит «Хроники раздолбая – 2: Спор на балу Воланда». Это продолжение истории о человеке, раздираемом противоречиями, который пытается найти свое место в жизни, поймать удачу и выйти победителем из жизненных передряг.
Детство и юные годы
Елена Всеволодовна появилась на свет в 1942 году в Самаре, в семье известного советского артиста Всеволода Санаева. Мать Елены занималась домашним хозяйством. У девочки был старший брат, но он умер, достигнув двух лет. Эта трагедия повлияла на биографию Елены Санаевой, родители стали уделять дочери слишком много внимания, не давая ребенку свободы.
Девочка обладала слабым здоровьем, подхватывала все сезонные заболевания и проводила много времени в постели. Мать Лены отличалась властным и деспотичным характером, ее психическое состояние ухудшилось после того, как «добрые» соседи сообщили властям о рассказанном ею анекдоте о советской власти.
Эта ситуация усугубила депрессии Лидии Антоновны и вызывала манию преследования. Мать так переживала за здоровье дочери, что, когда та заболела желтухой, женщина решилась провести в церкви обряд крещения, за который можно было понести серьезное наказание со стороны государства.
Лена, с детства наблюдавшая за работой любимого отца, не представляла свою жизнь без сцены и кинематографа, поэтому вопрос с выбором будущей профессии был решен заранее. Получив школьный аттестат, девочка поступила на актерский факультет. Окончив учебу, молодая актриса получила место в Театре-студии киноактера.
Елена Санаева в молодые годы
Испытание войной и смертью
Всеволод Санаев
Тяжелая болезнь жены подкосила и Всеволода Васильевича. Теперь на нем лежала двойная ответственность: Лидочке требовался уход, питание, а на это нужны были деньги. Он сменил несколько театров, но все было не то, и тогда впервые открыл для себя кинематограф. Супруге удалось помочь, однако депрессивные состояния и всплески эмоций будут преследовать ее до конца жизни.
После улучшений настали еще более тяжелые времена: началась война. После ее объявления Санаев оказался на гастролях, а его жену с сыном вывезли в эвакуацию. Там ребенок тяжело заболел. Алеша умирал на руках обезумевшей от горя матери несколько дней, а она понимала, что ничем не может ему помочь.
Жизнь и работа с Роланом Быковым
В 1972 году Режиссер Юрий Рогов пригласил 29-летнюю Елену Санаеву на роль Варвары в социальной драме «Докер». Ее мужа в этом фильме должен был играть Ролан Антонович Быков. В свои 43 года он уже давно состоялся как актер и режиссер, 15 лет прожил в браке с актрисой Лидией Николаевной Князевой.
Съемки «Докера» проходили в Молдавии, в городе Кишинев. Санаева, которая боялась летать на самолетах, поехала на поезде и опоздала к началу съемок. Быков сердился, предлагал заменить незнакомую ему артистку на Майю Булгакову или Люсьену Овчинникову. Но когда приехала Санаева и заявила, что раз она здесь – значит снимать должны именно ее, Ролан Анатольевич мгновенно влюбился в девушку с крутым характером и стал проявлять знаки внимания. Вопреки сценарию, в первый же съемочный день он поцеловал ее прямо в кадре.
Быков был невысоким – на голову ниже Санаевой и не блистал красотой, но при этом слыл покорителем женских сердец. Перед его обаянием и харизмой не устояла и Елена, и через год после встречи они стали жить вместе, а вскоре – и работать.
В 1975 году супруги снялись в одном из самых ярких хитов детского кинематографа – сказке «Приключения Буратино» режиссера Леонида Нечаева.
С Роланом Быковым в сказке «Приключения Буратино» (1975)
Парочка Лиса Алиса и Кот Базилио прославилась на всю страну и за ее пределами. Но комедийный образ Алисы повлиял на кинокарьеру Санаевой: режиссеры перестали предлагать ей роли лирических героинь и стали воспринимать ее как характерную актрису. Санаева в большом количестве играла второстепенных персонажей – подруг, соседок, попутчиц, матерей и т.д.
Вместе с мужем Елена Всеволодовна снялась еще в нескольких фильмах:
- В 1975 году в военной драме «На ясный огонь» Санаева и Быков сыграли семью Дубасовых – генерала Льва Пантелеймоновича и его жену Нину Викторовну.
- В 1976 году в сказке «Деревня Утка» Санаева играла маму восьмилетней девочки Оли, а Быков – доброго сказочного персонажа Шишка, живущего за печкой в деревенском доме бабушки.
- В 1977 году супруги сыграли мужа и жену в 1-й и 2-й сериях трехсерийного фильма «Дни хирурга Мишкина».
- в 1979 году в комедии «Жил-был настройщик», соавтором сценария которого был Быков, исполнили главные роли настройщика Ивана Ивановича и его возлюбленной Лены. В этом же году Санаева и Быков вместе снялись еще в двух фильмах – комедии «Пена» и сказке «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», где Ролан играл предводителя разбойников, а Елена – духа пещеры Сим-Сим.
- В 1985 году в трагикомедии Аллы Суриковой «Искренне Ваш…» супруги изобразили ведущую актрису театра Нину и главного режиссера Постникова. В детективе «Подсудимый» того же года Елена играла председателя суда Ирину Андреевну, а Ролан – адвоката.
- В 1989 году Санаева и Быков снимались вместе в трагикомедии Сергея Овчарова «Оно» по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Как режиссер Ролан Быков не очень охотно снимал жену в своих фильмах. Главных ролей он ей не предлагал, выбирая других актрис. Тем не менее, Елена Всеволодовна снялась в нескольких картинах своего супруга:
- В 1977 году сыграла роль дочери штаб-офицерши Подточиной в фильме «Нос» по повести Н.В. Гоголя, сам Быков перевоплотился в коллежского асессора Ковалева.
- В 1982 году в лирической комедии «Свадебный подарок» Санаева и Быков сыграли друзей хозяина квартиры Ольгу и Яшу.
- В 1983 году в драме «Чучело» Санаева играла учительницу Маргариту Ивановну Кузьмину. Быков, кроме режиссуры, воплотил образ дирижера оркестра в Суворовском училище. В этом же фильме в роли Васильева – одноклассника Лены Бессольцевой – снялся сын Елены Всеволодовны Павел Санаев.
- В 1995 году в детском приключенческом фильме «Русский паровоз» Елена сыграла мадам Шапшикину – секретаря «американского бизнесмена» Джона Сильвера в исполнении Ролана Быкова.
В тех фильмах, где Санаева не работала вместе с мужем, она часто снималась вместе с отцом Всеволодом Санаевым, как правило оба – в эпизодических ролях: «Частная жизнь» (1982), «Тайна «Черных дроздов»» (1983) и др.
Отношения родителей к дочке
Они очень любили свою дочку и оберегали ее от всяческих невзгод. Всей семьей они часто собирались в киноэкспедиции, чтобы снять очередной репортаж. В это время Елена открыла для себя много нового.
По ее словам, мама была сильно любила отца и была ему предана. В общем, в отношениях между родителями Елены царило спокойствие и умиротворение. Поэтому девушка выросла таким хорошим и приятным человеком.
Был и еще один случай, когда девочка заболела желтухой, религиозная мать хотела провести обряд крещения в православной церкви. Однако в то атеистическое время подобные действия были запрещены и могли вызвать подозрения у следственных органов.
Детство и юность
Всеволод Васильевич Санаев родился в России (тогда Российская империя) 25 февраля 1912 года в небогатой многодетной семье рабочих (12 детей в семье). Мальчик рос на окраине промышленного города Тулы. Учеба в школе давалась Всеволоду с трудом, да и учился он нехотя. По этой причине Василий Санаев забрал сына из школы и отправил осваивать рабочую профессию на фабрику, производившую гармони.
Актер Всеволод Санаев
Так будущий актер стал подмастерьем на предприятии, где работал и его отец. В обязанности юноши входила сборка и настройка музыкальных инструментов. В 16 лет Всеволод уже сам обучал профессии двоих подмастерьев. Во время работы на фабрике юношу не покидала мысль о том, что он занимается не тем, к чему лежит душа.
Еще в детстве Всеволод с матерью ходил в театр, где гастролирующий Московский Художественный театр показывал спектакль по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня». Мальчик очень был впечатлен игрой актеров, атмосферой театра, но даже мечтать о театральной карьере не смел. Однако Всеволод стал с удовольствием посещать в качестве слушателя любительский театр в Туле «Серп и молот». Достигнув положительных результатов в актерской игре, молодой человек хоть и не с первого раза, но поступил в драматическую студию.
Всеволод Санаев в юности
Уже в 1930 году Санаев стал актером дублирующего состава театра, работавшего при ОАО «Тульский патронный завод». Карьера его стремительно шла вверх. Через год Всеволод уже работал актером в Тульском государственном академическом театре драмы имени М. Горького. Для дальнейшего профессионального развития молодому человеку необходимо было получить профильное образование.
Старший наставник в театре готовил Всеволода к вступительным экзаменам на театральный рабочий факультет в Москве. Несмотря на порицание семьи (родители рабочих специальностей не воспринимали всерьез увлечений взрослого сына), Санаев уехал в столицу учиться.
Всеволод Санаев в молодости
Окончив рабфак, Всеволод повышал профессионализм в театральном техникуме под руководством Николая Плотникова. Учитывая острый недостаток финансов, вечерами молодому человеку приходилось напряженно работать. Усердие Всеволода помогло ему по окончании техникума поступить в Государственный институт театрального искусства, где наставником будущего актера стал талантливый режиссер Михаил Тарханов.
С 1943 года Всеволод сменил еще несколько театров, на сцене которых выступал. В 1943 году он работал в Государственном ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академическом театре имени Моссовета, а в 1946 – в Государственном театре киноактёра. В 1952 году Санаев хотел перейти во МХАТ, но предложенные роли его не устроили: жена актера тяжело заболела, и семья остро нуждалась в деньгах.
Биография
Родилась 21 октября 1942 года в семье известного киноактёра Всеволода Санаева. Окончила ГИТИС (1966, мастерская Михаила Царева). С 1967 года — актриса Театра-студии киноактера в Москве. Дебютировала на экране в 1967 году в фильме «Генерал Рахимов». Санаева подавала большие надежды — высокая, стройная, красивая, она готовилась играть героинь. Её заметил и начал снимать Василий Шукшин. Однако всё в её жизни и творчестве перевернула встреча с Роланом Быковым.
Они встретились в 1972 году. Быкову было 43, Санаевой — 30. Их пригласил режиссёр с Ленфильма Юрий Рогов сняться вместе в фильме «Докер». Ролан Антонович вспоминал:
19 октября — день Царскосельского лицея, из которого, как известно, вышло наше все — то есть, Александр Сергеевич Пушкин. Эту дату театр «Школа современной…Все видео
«Прихожу на студию и вдруг вижу красавицу с огромными глазами, в которые я просто провалился. Чистое очарование!.. Когда мы только поженились, меня в разных компаниях несколько раз встречали фразой:— Здравствуйте, Ролан Антонович! Какая у вас чудная дочка!Представляете, что со мной происходило? Я в бешенстве шипел:— Лена, купи себе что-нибудь солидное. Не ходи девочкой.А какая это была девочка!»
После того, как Быков и Санаева снялись вместе в «Приключениях Буратино», Елену Всеволодовну перестали приглашать на роли героинь
Она стала хара́ктерной актрисой, на которую больше обращали внимание постановщики кинокомедий. А вскоре в кинематографическом мире и вовсе решили, что снимать Санаеву — прерогатива Быкова
И действительно, в ряде фильмов они работали «на пару»: «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Искренне ваш…», «Свадебный подарок», «Жил-был настройщик».
Елена Санаева — яркая исполнительница небольших хара́ктерных ролей. Среди лучших работ в кино: «Приключения Буратино» (1975), «Пена», «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», «Тайна „Чёрных дроздов“», «Чучело».
Ролью лисы Алисы в «Приключениях Буратино» Елена Санаева навсегда вошла в золотой фонд советского кино.
Елена Санаева активно занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, она устраивает всевозможные акции и выставки, выезжает на фестивали детского творчества. В 1999 году выпустила книгу-альбом памяти Ролана Быкова.
С 2008 года — актриса театра «Школа современной пьесы» под рук. Иосифа Райхельгауза.
Играет в спектаклях:
- «Русское Варенье» Людмилы Улицкой — Маканя;
- «Дом» Евгения Гришковца — Валентина Николаевна и бабушка;
- «Звездная Болезнь» (спектакль «своими словами») — мама героя;
- «Аккомпаниатор» Александра Галина — Сверчкова;
- «Медведь» Дмитрия Быкова
В 2009 году выпустила в издательстве АСТ книгу Р. Быкова «Заколдованная Принцесса». Там же вышли дневники Ролана Быкова «Я побит, начну сначала» (2010) и «Стихи Ролана Быкова» (2010).
Семья
Елена Санаева — дочь известного киноактёра Всеволода Санаева. Вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. Мать российского писателя, актёра, режиссёра, сценариста, переводчика Павла Санаева (от первого мужа — инженера Владимира Конузина).
Личная жизнь
На сегодняшний день Елена Санаева является вдовой. Первым супругом актрисы был инженер Владимир Конузин. Мужчина получил высшее образование в Авиационно-технологическом институте. К кино Владимир никакого отношения не имел. Поженились они в 1967 году на день рождения общей знакомой.
Елена с сыном Павлом
На тот период Елена три года была неудачно влюблена в другого мужчину, но так как посчитала Владимира неплохой партией, вышла за него замуж без любви. В браке молодых людей родился сын, которого назвали Павлом (1969 года рождения). Через два с половиной года супруги расстались. После развода Владимир не принимал участия в воспитании сына и не встречался с ним.
Второй раз и последний Елена Санаева вышла замуж за известного кинорежиссёра и Народного артиста СССР Ролана Быкова. Творческие личности познакомились в 1972 году во время съёмок картины режиссёра Юрия Рогова «Докер», который снимался в Кишинёве. Ролан с первого взгляда влюбился в актрису, несмотря на то, что у него была масса поклонниц его таланта.
На тот момент Елене было 29 лет, а Ролану – 42 года. К тому же режиссёр ростом был на голову ниже актрисы, но творческую пару это никак не смущало. С первых дней знакомства режиссёр настойчиво звал актрису замуж. Уже через год в ресторане «Лидо» в Таллине Ролан сделал предложение руки и сердца Елене.
После школы Павел учился во ВГИКе на сценарном факультете и стал озвучивать фильмы зарубежного производства. Также стал отличным российским переводчиком. На сегодняшний день сын актрисы является популярным писателем.
Павел рано стал жить самостоятельно, с 20 лет. Сегодня он женат на Алёне Фониной и имеет дочку Веронику (внучка Елены). В свободное время актриса любит проводить время с любимой внучкой, часто водит её на разные кружки (пение, рисование).
Рост артистки составляет 168 см. Елена не любит летать самолётами, предпочитает передвигаться между городами на поезде. Несмотря на то, что у Ролана был тяжёлый характер, жили супруги счастливо до 1998 года до смерти кинорежиссёра. Жили они в кирпичном доме на Пятницкой. Во время съёмок фильма «Чучело» Ролан получил инфаркт, который привёл к плачевным последствиям со здоровьем.
К тому же режиссёр много курил, постоянно нервничал на работе. В итоге, через два года у Ролана были обнаружены метастазы в лёгких. Прожили супруги вместе 25 лет. У артистов была дача, на которой они периодически любили проводить время.
После потери супруга актриса выпустила «Стихи Ролана Быкова» (2010 год) и его дневники «Я побит, начну сначала» (2010 год). Также Елена сняла как режиссёр-документалист киноработу о жизни Ролана «Жизнь на вырост» и выпустила сказку Быкова «Заколдованная Принцесса» и его уникальный фотоальбом. Также Елена сняла автобиографические картины о жизни Юрия Германа, Юрия Роста.
Елена Санаева активно принимает участие в общественной деятельности. Является создателем Детского фонда имени Ролана Быкова.
Близких подруг у Елены нет. Москву актриса называет городом разлук, так как она разъединяет людей. Именно когда актриса смирилась с одиночеством, её стали активно приглашать на различные светские и творческие встречи, а также фестивали. По характеру Елена оптимист и называет жизнь большим счастьем. Считает свою жизнь очень интересной. Артистка не стесняется своего возраста.