Достойные внимания факты
- У Баниониса литовский акцент, и потому в фильмах его озвучивали актёры Москвы и Ленинграда: Александр Демьяненко, Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, Жора Жжёнов, Владимир Заманский. Свой глас актёра можно услышать в кинофильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где он, играя пастора, говорил с Деточкиным без дубляжа и пересчитывал средства по-литовски, в фильмах «Змеелов» и «Операция „Трест“».
- Президент Русской Федерации В.В. Путин решил стать «чекистом» после просмотра кинофильма «Мёртвый сезон» с Д.Ю. Банионисом в роли офицера разведки. По словам Баниониса, Путин подтвердил данный факт при личной встрече.
Жена
В личной жизни актера все сложилось достаточно просто. Донатас оказался однолюбом. Его единственной спутницей жизни стала Она Конкулевичюте-Баненене.
Они познакомились в сложные для девушки времена. Шел 1947 год, репрессии были страшной обыденностью страны. Избранница Донатаса была родом из богатой семьи землевладельца. Ее отца и братьев арестовали и отправили на прииски Воркуты. Та же участь ждала и девушку, только что зачисленную в труппу Паневежского драматического театра.
Банионис, чей отец в то время дослужился до парторга, пожалел Ону и предложил ей руку и сердце, чтобы спасти от ареста. Так авантюрно начался их брак, впоследствии счастливо продлившийся 60 лет, до самой смерти Оны.
Донатас говорил о своей любимой супруге:
Фильмография актера
К концу 50-х годов прошлого столетия судьба наконец улыбается Донатасу — его начинают снимать в серьезном кино.
За полвека карьеры актером было создано множество незабываемых кинообразов. Фильмография Донатаса Баниониса насчитывает почти семьдесят картин. Остановимся же на самых знаковых из них.
Его первой серьезной актерской работой стала роль в драме «Адам хочет быть человеком» 1959 года, истории, очень похожей на прошлое его отца Юозаса, отправившегося за три девять земель в поисках счастья.
Вскоре актера ждет настоящее признание — в 1965 году он снимается в одной из главных ролей в драме «Никто не хотел умирать», рассказывающей о суровых временах становления советской власти в Литве.
Донатас Банионис сыграл человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов и вынужденного дать отпор местной банде. Этот фильм по праву был признан лучшим советским фильмом 1965 года, а Банионис мгновенно стал знаменитым на всю страну.
Сам актер впоследствии считал эту картину одной из лучших в своей карьере. Однако после ряда фильмов, включая известную и популярную комедию «Берегись автомобиля», в которой Донатас сыграл эпизодическую роль, в 1968 году к популярности актера добавляется всенародное признание его следующего знакового фильма — криминальной драмы «Мертвый сезон».
Мастерски и достоверно сыгранная Банионисом роль разведчика заняла почетное место в почетном ряду шпионских фильмов, рядом со Штирлицем знаменитого Вячеслава Тихонова.
Мало того, эта картина настолько поразила самого будущего Президента Российской Федерации В.В. Путина, что он еще в молодости решил связать свою судьбу с профессией разведчика.
Затем через несколько лет последовал легендарный «Солярис» знаменитого режиссера Андрея Тарковского, в котором Донатас Банионис сыграл главную роль.
Эту загадочную и не до конца понятную даже исполнителю главной роли картину после ее выхода в 1972 году практически никто не принял. Донатас впоследствии вспоминал:
На фото — Банионис с режиссером Андреем Тарковским на съемках «Соляриса».
Однако сам актер считал эту ленту уже даже не фильмом, а самым настоящим искусством с большой буквы. Кроме того, «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
Практически все фильмы Донатаса Баниониса, благодаря его яркой характерной внешности и проницательному взгляду, имеют острый детективный и драматический оттенок. Достаточно вспомнить такие известные картины, как «Вооружен и очень опасен», «Приключения принца Флоризеля» и «Змеелов».
Путь к мечте
После окончания начальной школы Донатас поступает в Первую ремесленную школу Каунаса, в которой учится гончарному делу. Однако заложенная еще со школы тяга к высокому искусству и сцене вскорости привела его в драматический кружок, в котором он успешно выступал в течение всего своего обучения.
После продолжительных мытарств в 1941 году Донатасу Банионису все же удается поступить в актерскую студию, а после ее окончания и в труппу драматического театра города Паневежис, в который юноша приехал поисках своего артистического счастья.
Так Донатас становится профессиональным актером и уже через несколько лет оказывается в массовке киноленты «Марите», а затем еще в целом ряду эпизодических ролей без упоминания его имени в титрах.
Однако по-настоящему актеру предстоит прославиться в кино лишь через десять лет.
А пока он отдает всего себя театральным подмосткам Паневежского драматического театра, где за это время он сыграл почти в двадцати спектаклях, таких как «Поросль», «Генрих IV», «Жорж Данден», «Свадьба с приданым», «Как закалялась сталь» и «Соломенная шляпка».
Трое на шоссе
Жанр: драма
Год: 1983
Режиссер: Анатолий Бобровский
Актеры: Армен Джигарханян, Вячеслав Невинный, Тамара Акулова
Кадр из фильма.
Еще один хороший советский фильм, который мало кто знает. В центре сюжета находится судьба двух водителей-дальнобойщиков, Виктора и Сергея.
У Виктора есть семья — сын и невестка, которые пока живут с ним. У Сергея нет никого близкого, кроме Виктора. А еще у него больное сердце… Сын с невесткой потихоньку выживают Виктора из родного дома, и отчасти из безысходности он нашел себе “дорожную жену”, медсестру Лену, которая младше него на двадцать лет.
Эта душевная картина относится к тем фильмам, которые просто рассказывают о сложных и всегда актуальных вещах. Но все сводится к одному: истина — в дороге.
Почести
Донатас Банионис — народный артист СССР (1974), лауреат Всесоюзный кинофестиваль в номинации «Приз за лучшую мужскую роль» (1966), лауреат Государственных премий СССР (1967, 1977, за участие в фильмах). Никто не хотел умирать и Бегство мистера Маккинли ).
Среди наград Донатаса Баниониса — орден Гедиминаса III степени (1994), медаль. Ханжонкова в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф» (1999 г.), Орденами Дружбы России (1999 г.) и Почета (2009 г.), Большим командорским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» (2004 г.), Национальной премией Литвы в сфера культуры и искусства (2013).
Донатас Банионис неоднократно удостаивался призов международных кинофестивалей. На кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» в 1999 году был награжден специальным призом «Дамская удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве».
В 1999 году стал Почетным гражданином города Паневежиса.
Реакция
В Литве после появления данной информации в СМИ артиста объявили чуть ли не «врагом народа».
Сам Донатас Банионис скончавшийся в 2014 году, факт обнародования его агентского прошлого прокомментировать уже не мог. Но его сына Раймундаса Баниониса обвинение со стороны государственного центра, по его признанию, «удивило» и даже напугало. Он подумывал о том, чтобы подать в суд, подобно родственникам другого разоблачённого агента – дирижера Саулюса Сондецкиса.
Появление Донатаса Баниониса в списках КГБ Раймундас, фактически повторяя слова своего отца, объяснил тем, что перед поездкой в США отец был вызван в спецслужбу, где получил инструкцию о том, как себя следует вести. Также он добавил, что актёр негативно относился к советской власти, а Америку воспринимал как свободную страну.
Люстрационная комиссия Литвы, рассмотревшая дело Баниониса через несколько месяцев после публикации документов, пришла к выводу, что неопровержимых доказательств тайного сотрудничества актёра с КГБ всё-таки не существует. Об этом заявил председатель комиссии Альгимантас Урмонас. Он отметил, что после ознакомления с бумагами у него возникли «мрачные мысли» по поводу Баниониса, однако изучение источников показало, что они могли оказаться «провокационными».
Специалисты также раскритиковали литовский Центр исследования геноцида и сопротивления за непрофессионализм. Например, депутат Сейма Даля Куодите, ранее сама возглавлявшая Центр, отметила, что использовалась только часть документов, надёжность которых, к тому же, под вопросом.
Директор Центра Тереза Бураускайте, оправдываясь, заявила, что опубликованные документы «не носят оценочного характера».
Последний аккорд Донатаса Баниониса
В 2008 году ушла из жизни его любимая Она. Актер пережил ее всего на шесть лет.
О нем, уже седовласом старике, разменявшем девятый десяток лет, до его последних дней заботилась семья младшего сына Раймундаса. В последние годы Донатас все чаще жаловался на проблемы с сердцем и неоднократно проходил курсы лечения. Однако даже установленный врачами кардиостимулятор не смог продлить жизнь великого актера.
В июле 2014 года Донатас Юозович попадает в реанимацию, из которой ему уже не суждено было вернуться.
4 сентября 2014 года сердце знаменитого актера остановилось навсегда.
Донатас Юозович прожил долгую и счастливую жизнь, полную ярчайших впечатлений и ролей. Он играл русских, литовцев, немцев, американцев, испанцев и даже шведа.
Национальность Донатаса Баниониса — человек. В любой роли, в любом событии, на экране или в жизни — до конца.
Фильмография[править | править код]
- — Марите (фильм «Мосфильма», режиссёр В. П. Строевой, сценарий Ф. Ф. Кнорре; небольшая роль в массовой сцене)
- — Адам хочет быть человеком — Даус
- — Хроника одного дня — Донатас
- — Марш! Марш! Тра-та-та — Майор Чертополох
- — Никто не хотел умирать — Вайткус
- — Берегись автомобиля — пастор
- — Маленький принц
- — Операция «Трест»
- — Красная палатка
- — Житие и воскресение Юрася Братчика (СССР)
- — Мёртвый сезон — Ладейников
- — Король Лир — герцог Олбэнский
- — Гойя, или Тяжкий путь познания — Франсиско Гойя
- — Красный дипломат (телевизионный, СССР)
- — Командир счастливой «Щуки»
- — Солярис — Крис Кельвин
- — Капитан Джек (СССР)
- — Открытие (рукопись академика Юрышева)
- — Бегство мистера Мак-Кинли — Мак-Кинли
- — Бетховен — дни жизни — Бетховен
- — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Фердинанд Люс
- — Вооружён и очень опасен (Время и герои Брет Гарта) — Гарбиэль Конрой
- — Где ты был, Одиссей? (телевизионный, СССР)
- — Мама, я жив! (ГДР)
- — Сумка инкассатора — следователь
- — Кентавры — Президент
- — Цветение несеяной ржи — Петрушонис
- — Особых примет нет
- — Территория — Илья Чинков
- — Клуб самоубийц, или приключение титулованной особы — Председатель
- — Андрюс — Раупленас
- — Зелёная куколка (в киноальманахе «Молодость» № 2) (короткометражный, СССР)
- — Медовый месяц в Америке (СССР)
- — Факт
- — Детский мир — Распоркин
- — Никколо Паганини
- — Извините, пожалуйста
- — Змеелов — Митрич
- — Грядущему веку
- — Крик дельфина — Бар-Матай
- — Загон
- — На исходе ночи
- — 13-й апостол
- — Вход в лабиринт (телевизионный, СССР)
- — Депрессия
- — Пьющие кровь
- — Семь дней после убийства
- — Ятринская ведьма
- — Без улик
- — Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах
- — Двор — Старик
- — Только раз… (телевизионный, Россия)
- — Ниро Вульф и Арчи Гудвин (телевизионный, сериал, Россия)
- — Каунасский блюз (среднеметражный, Россия/Литва)
- — Тадас Блинда. Начало — Михаил Муравьёв
Личная жизнь
Донатас Банионис женился на актрисе театра Паневежиса Оне Конкулевичюте. В браке жена родила двоих детей. Сын Огидиюс не стал повторять актерскую судьбу отца. Его ждала слава на другом поприще: он удачно занимался гуманитарными науками, историей. Рано умер, поэтому награду за достижения в области науки получил посмертно.
Донатас Банионис и его семья
Раймундас – выпускник ВГИКа, создатель кинокомпании UAB LINTEK. Снимает документальные фильмы и рекламные ролики. По образованию Раймундас режиссер, и на его счету уже есть несколько картин.
В браке с супругой Банионис прожил 60 лет. Смерть жены стало серьезным ударом для актера. Шесть лет одинокой жизни он болел.
Господин оформитель
Жанр: драма, детектив, мистика
Год: 1988
Режиссер: Олег Тепцов
Актеры: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Козаков
Кадр из фильма.
Однажды художник встретил на улице девушку, как две капли воды похожую на одно из своих творений.
Эта картина, которую называли одним из лучших мистических триллеров СССР, сочетает в себе элементы декаданса и авангарда. Этот мрачный, но стильный фильм пытается ответить на вопрос, как искусство превращается в декорирование, и как живой человек становится арт-объектом и идолом для поклонения.
Картину можно рассматривать и как жутковатый триллер, и как философскую притчу.
Рождение детей
Андрей не скрывает, что имел многочисленные романы, но это не приводило к официальной регистрации отношений. Актер находился в поиске идеальной жены для себя. Даже рождение ребенка не заставило его решиться на штамп в паспорте.
Актер не скрывает, что имеет внебрачного сына, которого зовут Михаил. Федорцов активно участвует в его воспитании и очень часто видится с ним, несмотря на занятость в съемках. С матерью мальчика у него не сложились отношения.
Первоначально это была любовь и страсть. Но через некоторое время, когда отношения вошли в привычное русло, Андрей понял, что больше не любит эту женщину. Он решил сказать ей правду, и даже то, что у пары только родился маленький сын не изменило этого решения.
Бывшие влюбленные расстались, но актер не отказался от воспитания своего сына. Второго ребенка Андрею Федорцову родила художница Нонна. О этой женщине актер отзывался как о прекрасном человеке. У них родилась дочь Варвара. Но отношения не сложились, и пара рассталась. Актер не видит в этом ничего страшного. Ведь в жизни бывает всякое и они с Екатериной просто не подошли друг другу.
Том Халс в фильме Андрея Кончаловского «Ближний круг» (1991)
Том Халс и Александр Збруев в фильме «Ближний круг» (1991)
Не отставал от младшего брата и Андрей Кончаловский. Кажется, «Ближний круг» стал его первой работой после возвращения из эмиграции. Вся критика с нашей стороны заключалась в том, что фильм был снят под западного зрителя и изобиловал разного рода клише, которыми Кончаловский успел обзавестись во время работы в Голливуде.
Фильм о судьбе личного киномеханика Сталина Ивана Саньшина в исполнении Тома Халса. Во второй половине 80-х его имя было на слуху в мире. Он сыграл Моцарта в оскароносном фильме Милоша Формана «Амадей». Также Халс отлично справился и с ролью Ивана.
Что интересно, роль Сталина здесь совершенно неожиданно сыграл Александр Збруев.
Детство
Биография Донатаса Баниониса, литовца по национальности, началась солнечным весенним днем 28 апреля 1924 года. По семейному приданию, мальчик родился не в больнице, а в маленьком деревянном домике Банионисов на Ратушной площади Каунаса. Когда подошло время и Она Баненене приготовилась к родам, в их двор вошел совершенно черный и нелепый для Литвы афроамериканец. Он подошел к окну и громко постучал. От неожиданности и испуга Она тотчас же родила Донатаса. Было ли это правдой или одной из баек фантазера-отца, так и осталось невыясненным.
Через несколько лет Банионисы сняли квартиру в двухэтажном каменном доме на набережной у реки. Маленький Банионис любил подолгу наблюдать за проплывающими мимо него кораблями и мечтать о чем-то большом и неясном, как море, о котором рассказывал отец.
Слева на фото — Донатас Банионис в 1932 году.
Когда будущему знаменитому актеру исполнилось четыре года, мама привела его в театр на спектакль о страданиях Христа. Это было самое первое знакомство нашего героя со сценой, которая удивила и очаровала его на всю жизнь.
Фильмы Донатаса Баниониса
Год | Название | Роль |
1964 | Марш! Марш! Тра-та-та |
майор Чертополох (Варнапеша), правитель Центии |
1965 | Никто не хотел умирать |
председатель Вайткус (озвучивал А. Демьяненко) |
1966 | Берегись автомобиля |
пастор-покупатель |
1966 | Маленький принц |
взрослый человек (озвучивал А. Демьяненко) |
1966 | На глухом хуторе |
ксёндз (озвучивал А. Демьяненко) |
1967 | Житие и вознесение Юрася Братчика | иезуит Босяцкий |
1967 | Операция «Трест» | Эдуард Стауниц, барон |
1968 | Мёртвый сезон |
Константин Тимофеевич Ладейников (озвучивал А. Демьяненко) |
1969 | Красная палатка | Марияно |
1970 | Король Лир |
герцог Олбенский (озвучил А. Демьяненко) |
1971 | Гойя, или Тяжкий путь познания |
Франсиско Гойя (озвучивал Г. Жжёнов) |
1971 | Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина | Савва Морозов |
1972 | Командир счастливой «Щуки» |
Виктор Юозович Шеркнис, комиссар Щ-721 (озвучивал А. Демьяненко) |
1972 | Солярис |
Крис Кельвин, психолог (озвучивал В. Заманский) |
1972 | Капитан Джек |
Митя (озвучивал Р. Хомятов) |
1973 | Открытие (Рукопись академика Юрышева) |
академик Сергей Матвеевич Юрышев (озвучивал А. Демьяненко) |
1975 | Бегство мистера Мак-Кинли |
мистер Мак-Кинли (озвучивал З. Гердт) |
1976 | Жизнь и смерть Фердинанда Люса |
Фердинанд Люс, режиссёр (озвучивал В. Заманский) |
1976 | Мама, я жив (ГДР) | майор Маурис |
1976 | Бетховен |
дни жизни / Beethoven |
1977 | Вооружён и очень опасен |
Габриэль Конрой (озвучивал А. Демьяненко) |
1977 | Сумка инкассатора |
следователь Алексей Петрович Туляков (озвучивал И. Ефимов) |
1978 | Кентавры |
Президент (озвучивал И. Кваша) |
1978 | Цветение несеянной ржи |
Антанас Петрушонис |
1978 | Особых примет нет |
Гартинг, Аркадий Михайлович (озвучивал В. Заманский) |
1978 | Где ты был, Одиссей? |
Огюст Птижан / Леман («Одиссей»-«Странник»), советский разведчик (озвучивал А. Консовский) |
1978 | Территория |
Илья Николаевич Чинков, директор |
1979 | Приключения принца Флоризеля |
«Председатель», он же Ник Николс, он же «Клетчатый» (озвучивал А. Демьяненко) |
1980 | Андрюс | Раупленас |
1980 | Молодость № 2 (новелла «Зелёная куколка») (короткометражный) | доктор Хартли |
1980 | Факт |
нацистский полковник Титель |
1981 | Медовый месяц в Америке |
Алан (озвучивал А. Демьяненко) |
1982 | Детский мир |
Михаил Петрович Распоркин (озвучивал А. Демьяненко) |
1982 | Никколо Паганини |
Луиджи Джерми, адвокат (озвучивал П. Шелохонов) |
1982 | Извините, пожалуйста! |
гость из Вильнюса (озвучивал А. Демьяненко) |
1985 | Змеелов |
Митрич-Колобок |
1985 | Грядущему веку |
журналист Рино Феличе |
1986 | Крик дельфина |
Бар-Маттай, профессор, психолог |
1987 | Загон |
Гарри Майлстоун |
1987 | На исходе ночи | Эйман |
1987 | 13-й апостол | отец |
1989 | Вход в лабиринт |
Мазарди (озвучивал А. Демьяненко) |
1989 | Вера |
Тяжкий путь познания / Vera |
1990 | Живая мишень |
Павел Васильевич, он же «Хозяин» |
1991 | Депрессия | «Старик» |
1991 | Пьющие кровь |
Семён Семёнович Теляев |
1991 | Семь дней после убийства |
следователь (озвучивал Р. Панков) |
1991 | Ятринская ведьма | воевода Корсак |
1992 | Без улик | инспектор |
1994 | Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах |
пан Твардовский, учитель |
1996 | Анна | |
1998 | Проклятый уютный дом |
Губерт Ольбромский |
1999 | Двор / Kiemas | старик |
2001-2002 | Ниро Вульф и Арчи Гудвин |
Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв) |
2002 | Только раз… |
Александр Янович |
2004 | Каунасский блюз (короткометражный) | Альгис |
2004 | Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина |
Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв) |
2005 | Дети Ванюхина | Гаубих |
2005 | Персона нон грата | Харон |
2005 | Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко | Свенельд |
2005 | Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой | Свенельд |
2006 | Анастасия / Anastasia | отец доктора |
2007 | Ленинград | Тойво |
2011 | Горячее сердце / Fireheart: The Legend of Tadas Blinda |
Михаил Муравьёв |
Путь к мечте
После окончания начальной школы Донатас поступает в Первую ремесленную школу Каунаса, в которой учится гончарному делу. Однако заложенная еще со школы тяга к высокому искусству и сцене вскорости привела его в драматический кружок, в котором он успешно выступал в течение всего своего обучения.
После продолжительных мытарств в 1941 году Донатасу Банионису все же удается поступить в актерскую студию, а после ее окончания и в труппу драматического театра города Паневежис, в который юноша приехал поисках своего артистического счастья.
Так Донатас становится профессиональным актером и уже через несколько лет оказывается в массовке киноленты «Марите», а затем еще в целом ряду эпизодических ролей без упоминания его имени в титрах.
Однако по-настоящему актеру предстоит прославиться в кино лишь через десять лет.
А пока он отдает всего себя театральным подмосткам Паневежского драматического театра, где за это время он сыграл почти в двадцати спектаклях, таких как «Поросль», «Генрих IV», «Жорж Данден», «Свадьба с приданым», «Как закалялась сталь» и «Соломенная шляпка».
Свой среди чужих, чужой среди своих
Долгое время актера не замечали создатели советского кино. Впервые на съемочной площадке он появился лишь в 1959 году, сыграв Даусу в кинофильме «Адам хочет быть человеком». Игра Баниониса настолько впечатлила режиссеров, что вскоре без его участия не обошлись съемки многих известных советских фильмов. Первым «звездным» проектом с литовским актером в главной роли стала драма «Никто не хотел умирать».
Сюжет фильма уносит зрителей в 1947 год, когда в литовских лесах прячутся противники советской власти, выходя ночью на свои темные дела. Один за другим убиты председатели четырех сельсоветов. После убийства старого Локиса его четверо сыновей клянутся отомстить за смерть отца. За участие в этом проекте Банионис получил главную награду Киевского кинофестиваля в 1966 году, а спустя год стал обладателем главного приза за исполнение той же роли на кинофестивале в Карловых Варах.
В послужном списке актера значатся такие культовые фильмы, как «Берегись автомобиля», «Операция «Трест», «Маленький принц». Однако, по мнению многих киноведов, свою лучшую роль актер сыграл в 1968 году, появившись на экранах в образе советского разведчика Константина Ладейникова в шпионском фильме «Мертвый сезон».
Представитель СССР, работающий на Западе под прикрытием, узнает, что в одном из научных центров в небольшом приморском городке работает военный преступник – доктор Хасс, проводивший во время войны испытания химического оружия на советских пленных. Задача разведчика – поквитаться с врагом, но как это сделать, если ты не знаешь его в лицо? В основе сюжета присутствуют подлинные факты, а прототипом Ладейникова стал Рудольф Абель.
Некоторые кинокритики убеждены, что не менее звездной в исполнении Баниониса стала роль психолога Криса Кельвина в научно-фантастическом фильме «Солярис». Андрей Тарковский, взявший на себя попытку экранизировать одноименное произведение Станислава Лема, постарался передать зрителям странные и загадочные события, происходящие на удаленной от Земли планете.
В главных ролях актер играл и в таких проектах, как военный фильм «Командир счастливой «Щуки» (образ Виктора Шеркниса); драма «Открытие» (академик Сергей Юрышев); фантастическая комедия «Бегство мистера Мак Кинли» (мистер Мак-Кинли); биография «Бетховен – дни жизни» (Людвиг ван Бетховен); шпионский фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (журналист Фердинанд Люс); вестерн «Вооружен и очень опасен» (Габриэль Конрой); детектив «Сумка инкассатора» (следователь Алексей Туляков); комедия «Приключения принца Флоризеля» («Клетчатый»); боевик «Крик дельфина» (психолог Бар-Маттай).
Из-за сильного литовского акцента роли Баниониса озвучивали другие советские актеры. Персонажи, сыгранные литовским мастером, разговаривают голосами Александра Демьяненко, Зиновия Гердта, Игоря Ефимова, Георгия Жженова, Петра Шелохонова, Владимира Заманского.
После распада СССР и возникновения нового литовского государства Банионис стал редким гостем в кинематографических проектах. На родине у актера часто брали интервью, награждали премиями, вспоминали былые роли, но в новые проекты почти не звали.
Чтобы окончательно не выпасть из обоймы киноактеров, Банионис соглашался на роли второго плана в белорусских проектах «Без улик», «Проклятый уютный дом», «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»; в российских сериалах «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», «Новые приключения Ниро Вульфа».
В литовских фильмах актер принимал участие в драмах «Двор» и «Каунасский блюз». Последним фильмом, в котором снялся Донатас Банионис, стал литовский исторический фильм «Горячее сердце», в котором актер воплотился в Михаила Муравьева.
Биография
Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе. Его предки — люди с творческим началом, участвовали в рабочей самодеятельности, отлично пели.
Закончил Первую ремесленную школу Каунаса по специальности «керамист», во время учёбы занимался в драматическом кружке.
В 1941 году переехал в Паневежис и был принят в труппу Драматического театра, который возглавлял режиссёр Ю. Мильтинис (сейчас Драматический театр Юозаса Мильтиниса). В 1944 году закончил студию при Паневежском театре.
С 1980 по 1988 год — главный режиссёр, художественный управляющий театра.
В кино дебютировал в 1947 году в маленький роли в кинофильме «Марите».
В 1982—1984 годах обучался в Гос консерватории Литовской ССР (сейчас Литовская академия музыки и театра) (Вильнюс).
В качестве актёра в Паневежском театре работал до 1 января 2001 года, откуда уволился из-за введённой в Литве пенсионной реформы, согласно которой пожилые люди, продолжающие работать, должны или уйти с работы, или лишиться пенсии.
Член КПСС с 1960 года. Член ЦК КП Литовской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974—1979).
В июле 2014 года пережил клиническую погибель. 2 сентября у него случился инфаркт, а 4 сентября 2014 года в Вильнюсе Банионис скончался. Похоронен на Антакальнисском кладбище.
Семья
- отец — Юозас Банионис (Банёнис) (1890—1961)
- мама — Она Блажайтите-Банёнене (род. 1900)
- жена — Она Банёнене (1924—2008)
- детки:
- Эгидиюс (1948—1993), историк, спец по XV—XVI вв., посмертно награждён Гос премией Литвы в области науки
- Раймундас (род. 1957), закончил ВГИК, снял несколько кинофильмов, в текущее время имеет свою кинокомпанию, снимает документальные киноленты, рекламу.
Взросление
В 1929 году отец Донатаса Баниониса уехал искать лучшей доли в далекой Бразилии. Правда, счастья он там не нашел и через год вернулся домой. Пока его не было, Она Баненене с детьми практически нищенствовали и жили впроголодь. После встречи взаимоотношения родителей Донатаса разладились, и в 1934 году их семья окончательно распалась после нескольких безнадежных попыток воссоединения.
Когда Юозас нашел работу и обустроился, Она привела к нему Донатаса и оставила его жить с отцом, к тому времени ставшим известным и востребованным в Каунасе портным. Поэтому жили они вполне неплохо.
Через несколько лет Банионис-старший снова женился. В их доме появилась властная Барбора, а вскоре у отца родилась и дочь Ирена.
На фото — Донатас с мачехой Барборой, сестрой Иреной и отцом в 1948 году.
С появлением мачехи и рождением сестры в новой семье отца Донатас Банионис стал чужим в собственном доме.
Учился мальчик хорошо
Школьные учителя первыми обратили внимание на его артистические способности и начали брать Донатаса в школьные спектакли. В то время для юного актера сцена стала той самой дверью, через которую можно было перенестись в мир его мальчишеских мечтаний
В то же время ему открылся удивительный мир кино и совсем иная фантастическая жизнь, лившаяся с экранов послевоенных кинотеатров.
Фильмография актера
К концу 50-х годов прошлого столетия судьба наконец улыбается Донатасу — его начинают снимать в серьезном кино.
За полвека карьеры актером было создано множество незабываемых кинообразов. Фильмография Донатаса Баниониса насчитывает почти семьдесят картин. Остановимся же на самых знаковых из них.
Его первой серьезной актерской работой стала роль в драме «Адам хочет быть человеком» 1959 года, истории, очень похожей на прошлое его отца Юозаса, отправившегося за три девять земель в поисках счастья.
Вскоре актера ждет настоящее признание — в 1965 году он снимается в одной из главных ролей в драме «Никто не хотел умирать», рассказывающей о суровых временах становления советской власти в Литве.
Донатас Банионис сыграл человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов и вынужденного дать отпор местной банде. Этот фильм по праву был признан лучшим советским фильмом 1965 года, а Банионис мгновенно стал знаменитым на всю страну.
Сам актер впоследствии считал эту картину одной из лучших в своей карьере. Однако после ряда фильмов, включая известную и популярную комедию «Берегись автомобиля», в которой Донатас сыграл эпизодическую роль, в 1968 году к популярности актера добавляется всенародное признание его следующего знакового фильма — криминальной драмы «Мертвый сезон».
Мастерски и достоверно сыгранная Банионисом роль разведчика заняла почетное место в почетном ряду шпионских фильмов, рядом со Штирлицем знаменитого Вячеслава Тихонова.
Мало того, эта картина настолько поразила самого будущего Президента Российской Федерации В.В. Путина, что он еще в молодости решил связать свою судьбу с профессией разведчика.
Затем через несколько лет последовал легендарный «Солярис» знаменитого режиссера Андрея Тарковского, в котором Донатас Банионис сыграл главную роль.
Эту загадочную и не до конца понятную даже исполнителю главной роли картину после ее выхода в 1972 году практически никто не принял. Донатас впоследствии вспоминал:
На фото — Банионис с режиссером Андреем Тарковским на съемках «Соляриса».
Однако сам актер считал эту ленту уже даже не фильмом, а самым настоящим искусством с большой буквы. Кроме того, «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
Практически все фильмы Донатаса Баниониса, благодаря его яркой характерной внешности и проницательному взгляду, имеют острый детективный и драматический оттенок. Достаточно вспомнить такие известные картины, как «Вооружен и очень опасен», «Приключения принца Флоризеля» и «Змеелов».
Личная жизнь
Донатас Юозович женился на актрисе театра Паневежиса Оне Конкулевичюте. В браке жена родила двоих сыновей. Эгидиюс не стал повторять актерскую судьбу отца, его ждал успех на другом поприще. Он удачно занимался гуманитарными науками, историей, но рано умер, поэтому награду за достижения в области науки получил посмертно.
Раймундас — выпускник ВГИКа, создатель кинокомпании UAB LINTEK. По образованию Раймундас режиссер, снимает документальные фильмы и рекламные ролики.
Донатас Банионис с женой / @_history_istoriya_
В браке с супругой Банионис прожил 60 лет. Смерть жены стала серьезным ударом для актера. 6 лет одинокой жизни он болел.
В 2018 году имя артиста запестрело в СМИ. Издания, ссылаясь на материалы «Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы», писали о том, что при жизни Донатас Юозович был агентом КГБ. Однако позже эта информация была опровергнута за неимением достаточных доказательств, а изначальные документы признаны фальсификацией.