Кинематографическая карьера
Начиная с 1972 года, Авангард Леонтьев, фильмы которого всегда интересны зрителям, стал сниматься в кино. Но сначала ему предлагали лишь небольшие эпизодические и второстепенные роли. В 1974 году талантливый актер снимается сразу в двух кинолентах: «Мегрэ и старая дева» и «Смешные люди!». А уже через пять лет в кинокартине «Маленькие трагедии» режиссера Михаила Швейцера Авангард Николаевич играет Соломона.
Талантливо сыграл актер Леонтьев и роль Эдвина Друда в 1980 году в киноленте «Тайна Эдвина Друда» режиссера Александра Орлова. В небольшой английский город приезжает некий господин по имени Эдвин Друд. Он вместе со своей прекрасной невестой Розой Буттон останавливается у своего дяди, но вскоре неожиданно исчезает. После небольшого расследования выясняется, что Эдвин убит, но теперь следует найти того, кто совершил это преступление и убил молодого человека, а ведь подозреваемых много.
Авангард Николаевич в 1981 году снимается сразу в двух кинолентах: «Все наоборот» и «Переходный возраст», где он талантливо играет Аурелия. В первом фильме актер Леонтьев играет роль физрука. Вчерашние школьники Андрей и Наташа, едва познакомившись, решили, что они так сильно влюблены друг в друга, что немедленно должны жениться. Но жизнь вместе оказывается совсем не такой, как они мечтали. Взрослые проблемы показывают то, что молодые люди совсем разные, и такие же разные у них интересы. Вскоре они расстаются.
Но все-таки слава и популярность приходят к талантливому актеру Леонтьеву в 2000 годах, когда он начинает много сниматься. Ему постоянно поступали предложения о работе. Так, в 2001 году он снялся в многосерийной киноленте «Гражданин начальник» режиссера Николая Досталя. Убит личный шофер известного в городе криминального авторитета. Расследовать это преступление поручается следователю Павлу Пафнутьеву. Герой, которого играет Авангард Николаевич, появляется в этом детективе лишь только в четырнадцатой серии. А затем в следующей серии адвокат Илья Огородников, которого и играет Леонтьев, становится активным участником всех событий этого фильма.
В 2002 году актер Леонтьев снимается в кинокартине «Превращение», где играет небольшую роль управляющего. А уже через три года играет еще и роль отца Миледи в киноленте «Примадонна». Но особенно интересно им была сыграна роль Луначарского в 2005 году в многосерийной кинокартине «Есенин» режиссера Игоря Зайцева. В этом фильме следователь Хлыстов получает посмертную фотографию Сергея Есенина, где видно, что известного поэта убили. Он начинает свое расследование, но каждый раз что-то мешает продвигаться расследованию дальше. В финале кинокартины следователь все-таки погибает. При расследовании показывается и история жизни великого поэта.
В этом же году актеру Леонтьеву пришлось играть и императора Павла Первого. В киноленте «Адъютанты любви» рассказывается о Петре Черкасове, который основал военную разведку в России. Его стремления благородны и чисты, но не все так получается, как хотел и задумывал. В этом многосерийном фильме реальные исторические факты перемешаны с художественным вымыслом. Играл он успешно и талантливо и доктора Вернера в кинокартине «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта.
В 2021 году известный и талантливый актер Леонтьев снялся в киноленте «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева. В этой исторической киноленте, посвященной первому космонавту и тем, кто помог совершить первый выход в космическое пространство, Авангард Николаевич играет Левитана, который своим прекрасным голосом сообщает по радио все космические новости. В настоящее время в кинематографической копилке актера Леонтьева насчитывается тридцать две киноленты.
Творчество
Роли в театре
Московский театр «Современник»
- «На дне» Максима Горького — Алёшка
- «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Льва Устинова и Олега Табакова — Четверг
- «Принцесса и дровосек», по пьесе Галины Волчек и Маргариты Микаэлян — Царь-батюшка (1969)
- «С вечера до полудня» Виктора Розова — Альберт
- «Большевики» Михаила Шатрова — телеграфист
- «Балалайкин и К°» по пьесе Сергея Михалкова (по Михаилу Салтыкову-Щедрину) — Балалайкин ;Прудентов, письмоводитель
- «Вечно живые» Виктора Розова — Миша
- «Двенадцатая ночь» Шекспира — Фесте, шут Оливии
- «И пойду! И пойду!» Юрия Карякина (по Фёдору Достоевскому) — Смешной человек
- «Карамазовы и ад» Валерия Фокина по Климонтовичу на темы позднего Фёдора Достоевского — Чёрт
- «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева — председатель поссовета
- «Погода на завтра» Михаила Шатрова — Романов, рабочий авто Александра Вампилова — Базильский
- «Квартира Коломбины» Людмилы Петрушевской — Пьеро и др. персонажи (1984)
- «А поутру они проснулись» Василия Шукшина — Сухонький
- «Вишнёвый сад» Антона Чехова — Гаев ;Епиходов
МХТ имени Чехова
- 1992 — «Урок жёнам» по пьесе Мольера. Режиссёр: Михаил Ефремов —Арнольф
- 2001 — «№ 13» Рэя Куни. Режиссёр: Владимир Машков —Ричард Уилли, помощник премьер-министра
- 2004 — «Лес» по пьесе Александра Островского. Режиссёр: Кирилл Серебренников —Аркадий Счастливцев
- 2004 — «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского — Дергачёв, приятель Дульчина
- «Тартюф» Мольера — Клеант, шурин Оргона
- «Шинель» Николая Гоголя — Башмачкин
- 2015 — «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского — Грознов
Театры и частные антрепризы
- 1994 — «Нумер в гостинице города NN» по поэме «Мёртвые души» Николая Гоголя. Режиссёр: Валерий Фокин —Чичиков / Центр имени Вс. Мейерхольда (Государственная премия РФ, 1994; Премия Международного театрального фестиваля «Контакт-1995», Торунь, Польша)
- 2000 — «Борис Годунов» Александра Пушкина. Режиссёр: Деклан Доннеллан — Василий Шуйский / МКТС
- 2000 — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло. Режиссёр: Роман Козак — Людовико Нота / Театр им. А. С. Пушкина
- 2006 — «Фигаро. События одного дня» Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Бартоло / «Театральная компания Евгения Миронова»
Режиссёр театра
- 1987 — «Полоумный Журден (Мольериана)», по пьесам Михаила Булгакова (совместно с Олегом Табаковым) — «Табакерка»
- 1989—1990 — «Предложения», по пьесам Антона Чехова и Владимира Соллогуба — МХТ имени Чехова
- 1987 — «Механическое пианино» Антона Чехова (ассистент режиссёра Никиты Михалкова) — Театр «Арджентино», Рим
- 1988—1989 — «Чайка» Антона Чехова (ассистент режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского) — Театр «Одеон» — Театр Европы, Париж
- 1999 — «Не всё коту масленица» Александра Островского — «Табакерка»
Фильмография
- 1969 — Студент — паренёк из ресторации
- 1972 — Стоянка поезда — две минуты — зритель
- 1973 — Былое и думы — мужик
- 1974 — Мегрэ и старая дама — Кастен, инспектор полиции
- 1974 — Вот такие истории — Голубчик
- 1977 — Смешные люди! — святой отец Кузьма
- 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Иван Алексеевич Алексеев
- 1979 — Маленькие трагедии — Соломон
- 1980 — Тайна Эдвина Друда — Эдвин Друд
- 1981 — Всё наоборот — физрук
- 1981 — Переходный возраст — Аурел
- 1983 — Месье Ленуар, который… — Гийом
- 1984 — Один и без оружия
- 1984 — Предел возможного
- 1986 — Путешествие мсье Перришона — Жан, слуга Перришона
- 1987 — телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — подсудимый Персен
- 1987 — Очи чёрные — чиновник в Петербурге
- 1989 — СВ. Спальный вагон
- 1990 — Попугай, говорящий на идиш — унтер-офицер Заремба
- 1992 — АБВГД Ltd
- 1994 — Подмосковные вечера — редактор
- 1994 — Утомлённые солнцем — шофёр полуторки
- 1994 — Серп и Молот — член ЦК
- 1996 — Ревизор — Бобчинский / Добчинский
- 1998 — Сибирский цирюльник — дядя Николя
- 2001 — Гражданин начальник (14-15 серии) — Илья Ильич Огородников, адвокат
- 2002 — Превращение — Управляющий
- 2005 — Примадонна — Станислав Адамович Миловский, отец Людмилы Миловской (Миледи)
- 2005 — Есенин — Луначарский
- 2005 — Адъютанты любви — Павел I
- 2006 — Парк советского периода
- 2006 — Герой нашего времени — доктор Вернер
- 2007 — Русская игра — Псой Стахич Замухрышкин, подложный чиновник
- 2007 — Подруга банкира — Станислав Адамович Миловский, отец Людмилы Миловской (Миледи)
- 2011 — Охотники за бриллиантами — Валентин Голованов / Эммануил Штерн
- 2014 — Солнечный удар — факир
- 2017 — Время первых — Юрий Борисович Левитан
- 2018 — Ван Гоги — отец Маши
- 2019 — Одесский пароход — Сёма, гость на свадьбе
- 2020 — Приказ (короткометражный) — ветеринар
1978 — Большая докторская сказка — Антраша
Личная жизнь Авангарда Леонтьева
О личной жизни Авангарда Леонтьева практически ничего не известно, и это несмотря на то, что актер очень популярен и регулярно дает представителям средств массовой информации большое количество интервью.
На фото: актер, режиссер Авангард Леонтьев
В некоторых источниках нередко появляются слухи о том, что артист имеет нетрадиционную ориентацию. При этом данная информация ни разу не находила своего подтверждения, но и есть вероятность, что именно из-за этого он никогда не стремится разговаривать с журналистами на тему о личной жизни.
Публике достоверно известно, что жены у Авангарда Леонтьева никогда не было. Также у него нет детей. При этом актер прекрасно ладит с детьми своего племянника. Отметим, что, скорее всего, актер живет в столичной квартире вместе со своими родственниками – братом и его женой, племянником, его избранницей и их наследниками.
Авангард Леонтьев, его брат, племянник с женой и детьми
При этом Авангард неоднократно отмечал, что не хотел бы детям своего племянника такой профессии, как у него самого. По его словам, актерское мастерство – очень тяжелый труд.
Отметим, что на просторах интернета время от времени появляются фото, на которых Авангард Леонтьев запечатлен в кругу своих родных. Также можно встретить фотографии, где артист снят в обществе своих приятелей и коллег.
Биография
Будущего актера назвали в честь его старшего брата. В семье произошло трагическое событие, в 1943 году старший брат Авангарда погиб во время войны. Что касается родителей, то они оба творческие люди, которые родились Орле. Мама была участницей танцевального коллектива, а отец работал актером. Во время войны, семья трудилась на благо страны и занималась важными делами.
Авангард Леонтьев в молодости
Большую часть своего школьного возраста, Авангард провел в столице СССР. С детства он мечтал стать известным актером. Поэтому занимался в одном из драматических кружков, позже перевелся в более серьезное заведение на курс Анны Бовшек.
Даже в школьные годы он сумел самостоятельно организовать собственную труппу, с которой ставил различные спектакли.
Актер Авангард Леонтьев
После обучения в школе поступил в МХАТ, но преподаватели не считали его хорошим актером. Многие преподаватели не понимали его стремлений, но в последствие Авангард с легкостью смог раскрыться.
Детство и юность
Родился Авангард в 1947 году в Москве в обычной советской семье. Когда мальчик появился на свет, его матери было уже 43 года. Авангард был третьим ребёнком в семье. Родители мальчика родом из города Орла, там же они и познакомились во время участия в самодеятельности.
Отец ходил в театральный кружок, а мать посещала танцевальный коллектив. В 20-ые годы отец поехал в Москву, где поступил в мастерскую к Всеволоду Мейерхольду на Высшие режиссёрские курсы.
Когда родители поженились, по инициативе матери отец выучился на инженера-строителя. В период войны работал по специальности в инженерных войсках. Занимался восстановлением разных сооружений. В это время мать Авангарда освоили профессию секретаря-машинистки, а со временем занялась домашним хозяйством и воспитанием детей.
У Авангарда есть старший брат – Валерий. Второй его брат, в честь которого его назвали таким необычным именем, погиб молодым на войне. Жила семья в столице в коммунальной квартире, в Большом каретном переулке.
С раннего детства Авангард стал проявлять артистические способности. В четыре года мальчик смело вставал на табурет и уверенно читал стихи. Уже с малых лет он знал, что когда вырастит, станет профессиональным артистом. И другого пути, кроме актёрского, Авангард больше уже не видел.
Мать мальчика безмерно любила сына, и он это чувствовал. Поэтому нравственные советы, которые она ему давала, легко ложились в сознание Авангарда. Женщина привила сыну уважение к учителям, научила никогда не брать чужого. Получая среднее образование в общеобразовательной школе, Авангард параллельно посещал занятия в театральном кружке.
Основы актёрского мастерства юноша постигал при столичном Доме пионеров в студии художественного слова. Его преподавателем была Бовшек Анна Гавриловна, которая в своё время обучалась актёрскому искусству у Евгения Вахтангова и Константина Станиславского. Своих воспитанников Бовшек учила исключительно на классическом репертуаре – на произведениях Лермонтова, Тютчева и других авторов.
В старших классах школы Авангард самостоятельно организовал театральную студию, участниками которой были его одноклассники.
После окончания школы молодой человек поступил в известный театральный вуз в Москве – Школу-студию МХАТ, где обучался в мастерской Народного артиста СССР (1963) Массальского Павла Владимировича (1904-1979 годы жизни). В 1968 году подающий надежды Авангард окончил вуз став дипломированным актёром.
Творчество
Роли в театре
Столичный театр «Современник»
- «На деньке» Максима Горьковатого — Алёшка
- «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Льва Устинова и Олега Табакова — Четверг
- «Принцесса и дровосек», по пьесе Галины Волчек и Маргариты Микаэлян — Царь-батюшка (1969)
- «С вечера до пополудни» Виктора Розова — Альберт
- «Большевики» Миши Шатрова — Телеграфист
- «Балалайкин и К°» по пьесе Сергея Михалкова (по М. Е. Салтыкову-Щедрину) — Балалайкин ; Прудентов, письмоводитель
- «Вечно живы» Виктора Розова — Миша
- «Двенадцатая ночь» Шекспира — Фесте, шут Оливии
- «И пойду! И пойду!» Юрия Карякина (по Ф. М. Достоевскому) — Забавнй человек
- «Карамазовы и ад» Валерия Фокина по Климонтовичу на темы позднего Достоевского — Чёрт
- «Не стреляйте в белоснежных лебедей» Бориса Васильева — Председатель поссовета
- «Погода на завтра» Миши Шатрова — Романов, рабочий авто Александра Вампилова — Базильский
- «Квартира Коломбины» Людмилы Петрушевской — Пьеро и др. персонажи (1984)
- «А поутру они проснулись» Василия Шукшина — Сухонький
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Гаев; Епиходов
МХТ имени Чехова
- 1987 — «№ 13» Рэя Куни. Режиссёр: Владимир Машков — Ричард Уилли, ассистент премьер-министра
- 1992 — «Урок жёнам» по пьесе Мольера. Режиссёр: Миша Ефремов — Арнольф
- 2004 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Аркадий Счастливцев
- «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дергачёв, компаньон Дульчина
- «Тартюф» Мольера — Клеант, шурин Оргона
«Табакерка»
1987 — «Полоумный Журден» М. А. Булгакова. Режиссёры: Олег Табаков, Авангард Леонтьев — Журден
Театры и личные антрепризы
- 1994 — «Нумер в гостинице городка NN» по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Валерий Фокин — Чичиков / Центр имени Вс. Мейерхольда (Муниципальная премия РФ, 1994; Премия Интернационального театрального фестиваля «Контакт-1995», Торунь, Польша)
- 2000 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Режиссёр: Деклан Доннеллан — Василий Шуйский / МКТС
- 2000 — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло. Режиссёр: Роман Козак — Людовико Нотка / Театр им. А. С. Пушкина
- 2006 — «Фигаро. Действия 1-го денька» Бомарше. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Бартоло / «Театральная компания Евгения Миронова»
Режиссёр театра
- 1987 — «Полоумный Журден (Мольериана)», по пьесам М. А. Булгакова (вместе с О. Табаковым — «Табакерка»
- 1989—1990 — «Предложения», по пьесам А. П. Чехова и В. Соллогуба — МХТ имени Чехова
- 1987 — «Механическое пианино» А. П. Чехова (помощник режиссёра Никиты Михалкова) — Театр «Арджентино», Рим
- 1988—1989 — «Чайка» А. П. Чехова (помощник режиссёра А. С. Кончаловского) — Театр «Одеон» — Театр Европы, Париж
- 1999 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — «Табакерка»
Фильмография
- 1974 — Мегрэ и древняя дама
- 1974 — Забавные люди!
- 1979 — Некоторое количество дней из жизни И. И. Обломова — Алексеев
- 1979 — Мелкие катастрофы — Соломон
- 1980 — Потаенна Эдвина Друда — Эдвин Друд
- 1981 — Всё напротив
- 1981 — Переходный возраст — Аурел
- 1983 — Месье Ленуар, который… — Гийом
- 1984 — Один и без орудия
- 1984 — Предел вероятного
- 1984 — Притча о царе Салтане (мульт) — текст от создателя
- 1987 — Путешествие мсье Перришона
- 1987 — телеспектакль из серии «Этот умопомрачительный мир». Выпуск 12 — подсудимый Персен
- 1987 — Глаза чёрные — бюрократ в Петербурге
- 1989 — СВ. Спальный вагон
- 1990 — Попугай, говорящий на идиш
- 1994 — Утомлённые солнцем — шофёр полуторки
- 1996 — Ревизор — Бобчинский, Добчинский
- 1999 — Сибирский цирюльник — Дядя Николай
- 2001 — Гражданин начальник (14-15 серии) — Илья Ильич Огородников, юрист
- 2005 — Примадонна — Отец Миледи
- 2005 — Есенин — Луначарский
- 2005 — Адъютанты любви — Павел I
- 2006 — Парк русского периода
- 2006 — Герой нашего времени — доктор
- 2007 — Российская игра — Псой Стахич Замухрышкин, подложный бюрократ
- 2007 — Подруга банкира — отец Миледи
- 2011 — Охотники за бриллиантами — Валентин Голованов / Эммануил Штерн
- * 2014 — Солнечный удар — Факир
Актер и режиссер Авангард Леонтьев
Авангард Николаевич Леонтьев – известный театральный актер, киноартист, режиссер, педагог. Исконный столичный житель. Заслуженный артист Российской Федер6ации.
Фильмография насчитывает 82 роли в 81 проектах.
Валерий Леонтьев — биография и личная жизнь певца
Семья
Родители Авангарда Леонтьева творческие люди. Отец был актером, мама – танцовщица. Оба служили в театре города Орёл, затем переехали в Москву.
Авангард Леонтьев – третий младший ребенок в семье. Есть брат Валерий.
В 1924 году в семье Леонтьевых родился первый сын. В молодой советской республике были популярны особые имена – Вилен, Ким, Марлен, Рэм. Все они отражали эпоху и настроения того времени. Первенцу дали звучное имя – Авангард, что значит передовой. В 1943 году семья получила похоронку.
Тогда никому и в голову не могло прийти, что обладателю имени Авангард присущи врожденные творческие способности. Авангарду Николаевичу особое имя по душе. Если собеседнику непривычно настолько необыкновенное имя, разрешает звать его Гариком.
Авангард Леонтьев сейчас
Талантливый актёр продолжает активную деятельность. Он не любит останавливаться на достигнутом, Авангард Леонтьев всегда движется вперёд и старается идти в ногу со временем. Многое он взял от своих родителей: целеустремлённость, смелость, невероятную работоспособность. Молодёжь обожает своего учителя за нестандартность в подходах к обучению актёрскому мастерству, за то, что он легко находит с начинающими и будущими актёрами общий язык.
К Леонтьеву можно обратиться с любой проблемой. Не всегда он может всё решить самостоятельно, но если актер даст совет, как необходимо поступить, то этот совет будет самым стоящим в данной конкретной ситуации. Вот такой интересной биографией обладает этот любимый всеми артист.
https://www.youtube.com/watch?v=TJnSp-FPMXc
Режиссер
Со временем Авангард Леонтьев почувствовал необходимость реализовать на сцене и свои режиссерские способности. В 1987 году он (совместно с Олегом Табаковым) поставил в Театре п/р Табакова спектакль «Полоумный Журден». Затем были постановки в МХАТе имени А.П. Чехова: «Предложения» по пьесам А.П. Чехова и В. Соллогуба (1989-1990 годы), а также в римском Театре «Арджентино» — «Механическое пианино» Чехова (1987 год, в качестве ассистента режиссера Никиты Михалкова) и в Париже, в Театре Европы — «Чайка» Чехова (1988 год, в качестве ассистента режиссера Андрея Кончаловского).
В 1999 году Леонтьев уже самостоятельно поставил в Театре п/р Олега Табакова спектакль «Не все коту масленица» по пьесе А.Н. Островского.
А вообще, Авангард Николаевич считает, что актер и режиссер — это совершенно разные планеты: «И я — актер. Я поставил полтора-два спектакля в своей жизни, и то только потому, что хотелось своих студентов занять. Чтобы они бифштекс сыграли, а не гарнир. Ведь обычно в театре актеры лет десять в массовке играют, прежде чем дождаться нормальных ролей. И я ставил спектакли, чтобы мои ребята могли расти. А так не ставлю – нет потребности. А у режиссера она есть. Он спать не может – так ему хочется поставить. Это склад мозга особый – режиссура. И, наверное, должна быть какая-то предрасположенность. А у меня ее нет. Да и времени особенно на это не было. У меня столько жизни ушло на студентов – я так ими увлекался и был доволен своей судьбой, что меня никуда больше и не тянуло. А сейчас вообще уже пора о вечном подумать».
Фильмы
Первый раз в кинематограф Авангард попал на съёмочную площадку к Никите Михалкову. Снимали фильм по роману «Обломов». Как и первая роль, так и несколько последующих были эпизодическими и второстепенными. Иногда актёру приходилось сниматься в двух картинах сразу. Удачным получился у Леонтьева герой одноимённого фильма Эдвин Друд. Популярность к актеру пришла не сразу. С началом 2000 годов актеру не прекращают поступать приглашения от режиссёров.
Актёр снимается в детективе, в котором его герой адвокат активно задействован в развитии событий фильма. В копилке ролей Леонтьева есть роль в фильме «Есенин», там он сыграл Луначарского. Затем была роль Павла Первого в исторической ленте, доктора Вернера и диктора Левитана. Уже смело можно сказать, что в кино Авангардом сыграно 32 роли. Кинематографическая биография актёра с каждым годом расширяется, потому что его любят режиссёры.
Театр и фильмы
За годы служения театру Леонтьев неизменно оставался востребованным артистом, чье появление на сцене вызывало восторг у публики. Он играл в постановках «На дне» Максима Горького, «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира и «Вишневый сад» Антона Чехова, а также в спектаклях «Лес», «Урок женам» и «Последняя жертва» в МХТ имени Чехова.
На экранах Авангард Николаевич дебютировал еще в молодости, отметившись эпизодической ролью в фильме-спектакле «Студент». В последующие годы фильмография исполнителя пополнилась такими проектами, как «Былое и думы», «Вот такие истории» и «Смешные люди!».
Актер неоднократно сотрудничал с режиссером Никитой Михалковым. Все началось со съемок в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», которая принесла звезде популярность. После этого они работали над картинами «Очи черные», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». При создании мини-сериала «12» Леонтьев помогал кинематографисту развивать его персонажа.
Значимую роль в биографии Авангарда Николаевича сыграл Олег Табаков. Он был не просто его наставником и коллегой по площадке, но и другом по жизни. Табаков привел актера в преподавание, к которому он давно испытывал интерес. Сначала знаменитости доверили заниматься с воспитанниками студии при Дворце пионеров, затем он получил возможность быть педагогом в ГИТИСе и своей альма-матер — Школе-судии МХАТ.
Авангард Леонтьев и Юрий Богатырев похожи (кадры из фильма «Двенадцатая ночь»)
В разные годы выпускниками преподавателя были Марина Зудина, Евгений Миронов и Владимир Машков. Он был наставником Даниила Страхова, который позже перевелся в другое учебное заведение, но остался благодарен педагогу. Все ученики отзывались об Авангарде Николаевиче как о человеке исключительной доброты, который не жалел сил и времени на их всестороннее развитие.
По своей методике преподавания артист учил подопечных не пытаться стать другим человеком на сцене или в кадре, а попробовать представить себя в иных обстоятельствах, что помогало сделать образ более живым. Этим правилом он пользовался и в своей карьере, делая яркими и запоминающимися даже эпизодических героев.
Не удивительно, что с возрастом востребованность Авангарда Николаевича не снизилась. В 2005 году исполнитель снялся в сериале «Адъютанты любви», где воплотил Павла I. Он попытался изменить восприятие своего персонажа, которого часто изображали глупым.
Спустя год Леонтьев исполнил не менее ответственную роль в драме «Герой нашего времени». Он предстал перед зрителями в образе доктора Вернера. После этого актер стал появляться на экранах реже, потому что отказывался от неинтересных предложений и посвящал все свое время игре на сцене.
Леонтьев, Авангард Николаевич
Родился 27 февраля 1947 г. в Москве в семье Николая Ивановича и Александры Александровны Леонтьевых. Получил имя в честь старшего брата, погибшего в возрасте 19 лет в 1943 г. во время боев на Курской дуге. В подростковом возрасте посещал занятия в школьном драмкружке, затем — в студии художественного слова при Московском городском Дворце пионеров, которой руководила ученица Константина Станиславского и Евгения Вахтангова Анна Бовшек. В старших классах самостоятельно организовал школьную театральную студию, ставил в ней спектакли и выступал в качестве актера.
В 1968 г. окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (ныне — Школа-студия, институт, им. Вл.И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А.П. Чехова), где учился на курсе Павла Массальского.
В том же году начал работу в театре «Современник». Исполнял роли в спектаклях: «На дне» по пьесе Максима Горького, «С вечера до полудня» и «Вечно живые» по пьесам Виктора Розова, «Двенадцатая ночь» по комедии Уильяма Шекспира, «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова и др. С 1974 г. работал театральным педагогом в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы. С 1976 г. в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского (ГИТИС, ныне — Российский университет театрального искусства — ГИТИС) и с 1985 г. в Школе-студии МХАТ преподавал на курсах под руководством Олега Табакова. Среди его учеников: Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Серебряков и др. В 1987 г. в Театре-студии под руководством Олега Табакова («Табакерка») в качестве режиссера совместно с руководителем театра осуществил постановку «Полоумный Журден. Мольериана», а также исполнил в ней главную роль. Самостоятельными режиссерскими работами Авангарда Леонтьева в «Табакерке» стали спектакли «Прищучил» по пьесе Барри Киффа (редакция 1991 г.) и «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского (1999). Как ассистент режиссера работал с Никитой Михалковым над спектаклем «Механическое пианино», поставленным в римском театре «Арджентина» (1987, Италия), и с Андреем Кончаловским над спектаклем «Чайка» по пьесе Антона Чехова, поставленным в парижском театре «Одеон» (1988-1989, Франция). С 1989 по 2001 гг. руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ, подготовив три выпуска. Учениками Авангарда Леонтьева были Анастасия Заворотнюк, Олеся Судзиловская, Максим Дрозд и др. В 1990-2000-х гг. был задействован в нескольких антрепризных постановках. В 2001-2012 гг. исполнял на сцене Московского художественного академического театра (МХАТ) им. А.П. Чехова роль Ричарда Уилли в спектакле «№13» по комедии Рэя Куни. С 2004 г. является актером труппы МХАТ им. А.П. Чехова. В настоящее время занят в спектаклях «Лес», «Последняя жертва», «Правда — хорошо, а счастье лучше» по пьесам Александра Островского и «Шинель» по повести Николая Гоголя. Авангард Леонтьев снимался в фильмах и сериалах: «Смешные люди» по мотивам рассказов Антона Чехова (1977, режиссер Михаил Швейцер), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» по роману Ивана Гончарова «Обломов» (1979, Никита Михалков), «Один и без оружия» (1984, Владимир Хотиненко и Павел Фаттахутдинов), «Серп и молот» (1994, Сергей Ливнев), «Утомленные солнцем» (1994, Никита Михалков), «Пятый угол» (2001, Сергей Газаров и Джаник Файзиев), «Превращение» по новелле Франца Кафки (2003, Валерий Фокин), «Герой нашего времени» по роману Михаила Лермонтова (2006, Александр Котт) и др. В 2014 г. снялся в роли фокусника в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» по мотивам произведений Ивана Бунина. В общей сложности Авангард Леонтьев принимал участие в съемках около сорока фильмов и сериалов, также занимался озвучиванием мультфильмов. Выступает с сольными чтецкими программами, в ходе которых исполняет произведения Льва Толстого, Николая Лескова, Антона Чехова и Фазиля Искандера.
Член Союза кинематографистов РФ. В 2014 и 2021 гг. возглавлял жюри Саратовского областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин».
Народный артист РФ (1995). Награжден орденами Дружбы (2009) и Почета (2018). Удостоен Государственной премии РФ за 1994 г. (за роль Чичикова в спектакле Творческого центра имени Вс. Мейерхольда «Нумер в гостинице города NN» по поэме Николая Гоголя «Мертвые души»).
Лауреат премии Международного театрального фестиваля «Контакт-1995» (Торунь, Польша) и премии Олега Табакова (2011).
Является составителем сборника «Великое культурное противостояние. Книга об Анне Гавриловне Бовшек» (2009).
Личная жизнь и интересные факты
- Артист не женат и детей не имеет.
- Рост Авангарда составляет 170 см.
- Знакомые и друзья называют артиста человеком кристальной честности, для которого деньги не имеют в этой жизни никакого значения.
- Никиту Михалкова Авангард считает идеальным режиссёром для всех актёров. Называет его требовательным и одновременно человеком, с которым всегда легко работается.
- Артиста назвали именем Авангард в честь его старшего брата, который погиб во время Отечественной войны в 1943 году в возрасте 19 лет (на Курской дуге). Иногда артист для облегчения запоминания для своих знакомых называет себя – Гариком.
- В детстве Авангард некоторое время болел подростковым ревмокардитом.
- Своей жизнью актёр доволен, при этом он признаётся, что часто грустит. Но грусть Авангард считает естественным человеческим качеством, а радоваться актёру также приходилось в жизни очень много раз. В людях актёр не любит неискренность. Умеет читать людей по мимике лица. Взглянув в глаза, он может многое понять о человеке.
- Авангард является атеистом, но при этом искренне уважает других верующих людей и религии. Только именно тех людей, которые верят по-настоящему: тихо и беззаветно. Все члeны семьи Авангарда были атеистами, и даже бабушка, которая родилась в 1869 году.
- В своё время актёр Лев Круглый предлагал Авангарду работать в Париже в их семейном театре, где играли русскую классику. Актер ответил отказом, также как и на многие другие предложения эмигрировать за границу. О том, что не уехал из страны, артист никогда не жалел.
- Для коллег Авангард является высоконравственной личностью. Имеет водительские права. Очень любит автомобили.
- Наиболее загадочным российским и мировым писателем актёр считает – Гоголя, так как он всегда хотел быть полезным России и жаждал нравственно её поднять. Любимым литературным произведением Авангарда является роман «Война и мир».
Детские годы
Авангард родился в советской семье. Мать Александра была домохозяйкой, а отец Николай трудился инженером на заводе. Вместе с ним родители воспитывали старшего сына – Валеру. Старший сын любил слушать музыку на пластинках. Младший брат также проявлял интерес к популярным музыкальным композициям того времени.
Мальчику досталось имя от самого старшего брата, который погиб на войне в юном возрасте.
С ранних лет Авангард увлекался искусством. Он рос активным ребенком, которого привлекала сцена и актерское мастерство. Уже в детстве он заявлял родителям о своем желании блистать на голубых экранах. Родители окружали ребенка особой любовью и заботой. Они поддерживали его в любых начинаниях и стремились дать лучшее образование.
Мама записала ребенка на занятия в драматический кружок, где он обрел не только новых друзей, но и бесценный актерский опыт, который помог ему в становлении артистом. Самая первая постановка для юного актера оказалась провальной. Во время выступления на сцене он не смог справиться с эмоциями и потерял сознание, упав в обморок. К тому же, маленькому гномику мама слишком туго привязала бороду.
В более взрослом возрасте Авангард Николаевич занимался в театральной студии, организованной при Московском Доме пионеров. Будучи учеником старшей школы, Леонтьев самостоятельно организовал студию, которую посещали его одноклассники, друзья и сверстники.